КОГДА БАЛЕТНАЯ ТРУППА СТАНОВИТСЯ КОМАНДОЙ + ФОТОРЕПОРТАЖ
В Чувашском театре оперы и балета составлена программа XIX Международного балетного фестиваля, который откроется 22 апреля, и к нему идет активная подготовка. Хотя готовятся к этому празднику танца здесь с начала сезона. А длительные зимние гастроли в Европе показали, что нынешний фестиваль нам представит коллектив, все заметнее приобретающий очертания настоящей команды профессионалов. Некоторые из секретов подобных метаморфоз и нюансы названной программы «СЧ» открыл художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев.
– На гастроли в Европу балетная труппа ездит уже давно. Этот напряженный марафон постоянно длится полтора-два месяца, а по приезде солисты и кордебалет почти сразу начинают фестивальные репетиции. И все же гастроли этого года были названы рекордными. Почему?
– В этот раз мы обошлись только своими силами, чего еще не бывало. Раньше импресарио постоянно приглашали еще кого-то со стороны. И в кордебалет в том числе. Гастроли рекордные по количеству спектаклей, их было 57. Гастроли стали беспрецедентными и для наших ведущих молодых балерин Анастасии Абрамовой и Анны Серегиной, они танцевали главные партии. У Анны к тому же были премьеры «Жизели» и «Спящей красавицы» и очень хорошо прошли. Неслабое тоже такое испытание.
– То есть вы поняли вдали от родины, что балетная труппа практически полностью укомплектована?
– Да. Что мы самостоятельны. Мы работали командой, а когда работает команда, тогда и рутины меньше. Все понимают свои задачи, быстро возводятся декорации. То есть перед спектаклем достаточно сказать два-три слова, и все в порядке, и можно быть спокойным за качество. Это отметили и наши импресарио, и импресарио других коллективов.
– И вы для себя уяснили, что вышли на какой-то другой профессиональный уровень.
– Да. И надо его удержать. Я здесь уже несколько лет. И, знаете, нечасто удается увидеть, как что-то сдвинулось в лучшую сторону. Потому что такие перемены обычно происходят медленно. И я понял это не сразу, а ближе к концу гастролей: что мы работаем командой, что у меня стало меньше претензий к солистам и кордебалету, и это хорошо.
– Это потому, что вы так сплотились в этой поездке, или дала о себе знать работа последних лет?
– Конечно, последнее. Большая часть людей поняли, что это все-таки их профессия, а не случайный клуб, в который они периодически ходят потанцевать. Просто, наконец, появилось профессиональное отношение к своей работе. И это сознательный выбор. Если в мой первый год пребывания в театре при просмотре спектакля я видел профессионалов только точечно, то сейчас, наоборот, точечно вижу тех, кто еще не готов.
– Люди выросли или их «вырастили»?
– Это совместная работа. Не бывает такого, что один человек что-то сделал. Что-то они для себя, видимо, поняли. Конечно, не без моих усилий. И не без изменений в составе труппы. Потому что коллектив периодически пополняется. И новые танцовщики приходят из очень хороших школ. И когда они все встречаются в зале, то предыдущие понимают, что надо выглядеть так же.
– Хотя, например, воспитанники хореографических училищ прежних лет видели причину в том, что сейчас не учат так ответственно относиться к профессии.
– Дело и в этом тоже. Но я уверен, что в труппе достаточно двух-трех человек, которые правильно относятся к делу, работают серьезно и профессионально, не пропуская ни одной репетиции, чтобы все остальные подтянулись. Например, очень многое изменило в нашей труппе появление Дмитрия Полякова. Это сразу подняло на другой уровень технику мужского танца. Мы приняли на работу китайского танцовщика Гао Цзичжун, учившегося в Улан-Удэ. Повлияло даже не владение какими-то элементами, а потрясающая работоспособность, ответственность, умение самостоятельно изучить материал, когда говоришь: тебе надо выйти завтра в этой партии, и он приходит на следующий день и танцует. Другие же равняются – почему он это делает, а я нет? То же самое произошло и с женским кордебалетом.
– Планочка поднялась.
– Хотя главное не в поднятии планки, а чтобы немножко уверовать в собственные силы. И это случилось. То же и с результатом гастролей. Они приучают к определенной дисциплине, учат коллектив быть коллективом, всегда быть в форме. Вот и импресарио остались очень довольны. Они приедут на фестиваль заключать с нами контракт на следующий год. Из тех трех трупп, что были там на гастролях, мы оказались для них самой продуктивной.
– Про балетный фестиваль вы уже там начали думать?
– Про него мы начали думать еще в начале сезона. Когда были на фестивале в Йошкар-Оле, уже и там разговаривали на эту тему. Так что балетная труппа Марийского театра оперы и балета привезет нам свой спектакль «Лебединое озеро». А откроемся «Баядеркой», восстанавливаем сейчас этот балет. Затем Марийский театр, затем наш «Дон Кихот». И перед гала-концертом премьерная постановка Нижегородского академического театра оперы и балета «Бахчисарайского фонтана».
– Получается такой восточный уклон.
– Все эти спектакли, кроме «Лебединого озера», входят в один контекст, да. Такая экзотическая нескучная классика, названия, любимые публикой.
– А в чем будет заключаться восстановление «Баядерки»?
– Возобновить этот спектакль – давняя мечта нашего худрука Ольги Нестеровой. Дело в том, что в премьере 1998 года и в проведении каждого последующего спектакля участвовали существовавшая на тот момент балетная школа и хореографическое училище, почти три десятка студентов. Это очень много. «Баядерка» – весьма затратный по количеству занятых в спектакле людей. В хорошем варианте – около 80 на сцене одномоментно. Сейчас у нас нет студентов. Но будем стараться, чтобы это выглядело достойно.
– Выходит, на фестивале не будет ставшей уже привычной премьеры.
– У нас несколько фестивалей прошли с премьерными спектаклями. И с пробами в разных жанрах. И мы решили возвратиться в классику. Для труппы это очень полезно. Именно классический репертуар держит балетную труппу.
– А кого будете приглашать?
– Состав приглашенных практически определен. На «Баядерку» приедут солисты Большого театра Анна Никулина и Михаил Лобухин. В партии Божка скорее всего выступит Григорий Попов. Вечер с «Дон Кихотом» тоже украсят гости. В первую очередь солист Мариинского театра Антон Корсаков. Приглашены и солисты Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. На гала-концерт дал согласие приехать еще один танцор Мариинки – Владислав Шумаков. С партнершей из Большого Марией Мишиной. Из Франции ждем премьера Национальной оперы Бордо Романа Михалева, а вместе с ним итальянку Сару Ренда и англичанина Остина Байрона. С Михалевым мы знакомы давно, он у нас был на одном из фестивалей, а Саре и Остину я готовил номер на один из конкурсов, вот и появилась идея пригласить их сюда. Обязательно приедет Сергей Мершин, приглашенный артист нашего театра. И, конечно, выступят все наши солисты, и все упомянутые, а также Татьяна Альпидовская и Айдар Хисамутдинов. Гала должен получиться интересным.
– Если на фестивале премьеры не будет, то когда-то она все же ожидается?
– Открою еще один секрет. Следующей нашей работой должен стать перевыпуск «Спящей красавицы». Она у нас и шла, и идет, но, к сожалению, декорации и костюмы уже в страшном состоянии. Редакция сильно не поменяется, полностью поменяются декорации и костюмы. Эскизы и макет, над которыми работал Валентин Федоров, уже готовы. И это очень серьезная работа. Ведь «Спящая» – в первую очередь внешний вид, а потом уже отточенный классический танец. Костюмы рискнули предложить молодому художнику Нине Федоровой. Это первый ее балетный спектакль, и она сразу попала на грандиозную классическую постановку. Эскизы очень обнадеживают. Возможно, что неопытность в балете сыграла в плюс: пачки пачками, но выглядят они так свежо и необычно и в то же время академично, что загляденье. Объем работы колоссальный. Поэтому мы решили сделать это в следующем сезоне. И тогда даже по внешнему оформлению этот спектакль можно будет показывать хоть в Мариинском театре.
– Ну что ж, с нетерпением ждем фестиваля!
Фоторепортаж Максима ВАСИЛЬЕВА: