У Ивана Васильевича проблемы с повышенным давлением. И он уже лет восемь покупал необходимое лекарство в аптеках без всяких проблем. Однако в последний раз у него спросили: «А у вас рецепт есть?» На что он резонно ответил: «Нет, я это лекарство давно покупаю и никогда до сего дня рецепта не спрашивали». Но фармацевты настаивали на своем: дескать, недавно правила изменились, условия выдачи лекарств ужесточились.Дело было вечером, с высоким давлением пришлось ждать утра, дабы попасть на прием к терапевту. В регистратуре было потрачено много времени на оформление направления к участковому. В очереди к врачу сплошь люди пожилые и практически все, как выяснилось, пришли сюда за рецептами. Наконец, вожделенный бланк получен. С ним он направляется в ту же аптеку, отдает рецепт фармацевту, которая тут же его возвращает обратно. Очень сильно удивился этому Иван Васильевич: ради чего он тогда ходил к врачу, потратил свое и его время? На что ему по секрету сказали, что в роли покупателя может выступить проверяющий: мол, штрафов за отпуск лекарства без рецепта не избежать.
А все дело в том, что с апреля этого года контролирующие органы начали проверки по исполнению приказа Минздравсоцразвития РФ от 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Вот доступ к лекарственному обеспечению и усложнился.
За комментариями мы обратились к руководителю Управления Росздравнадзора по Чувашии Венере Муллиной. Она подтвердила, что существует безрецептурный отпуск лекарств, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития России. Причем он периодически пересматривается и имеет тенденцию к расширению. Если в первоначальном списке было 1500 «безрецептурных» лекарств, то сейчас в нем около 2200 лекарственных препаратов. И перечень этот должен находиться в каждой аптеке. В то же время никому не дано право выходить за его рамки. В. Муллина сообщила, что еще в 2005 году появился соответствующий приказ Минздравсоцразвития страны. То есть нынешние строгости по идее должны были быть введены давно.
«Но, к сожалению, в стихийный рыночный период от врачей не так жестко требовали соблюдения утвержденных правил, а аптекари в погоне за прибылью стали отпускать лекарственные препараты практически всем без рецепта», – пояснила В. Муллина. Причем в период такой анархии было достаточно много случаев и передозировки, и бесконтрольного употребления лекарств.
Самолечение, конечно же, не выход. В Управление Росздравнадзора были звонки такого рода: больной в течение многих лет принимал препарат от повышенного артериального давления, и вдруг это лекарство перестает помогать. Больной заявляет по телефону: наверное, это лекарство поддельное. Однако потом выясняется, что человек в течение ряда лет к врачу совсем не ходил, а ему нужен совсем другой препарат.
Усугубляло ситуацию и то обстоятельство, что многие любят «лечиться» по совету подруги, соседки или Интернета. Действующий же порядок ведет к тому, что препараты будут приниматься под наблюдением врача. И это хорошо. Если, к примеру, у больного бронхиальной астмой случился приступ, ему теперь нужно идти не в аптеку, а в поликлинику. Тем более там есть служба по оказанию неотложной медицинской помощи, куда можно попасть незамедлительно с тем, чтобы купировать приступ. Медики сетуют на то, что многие не знают об этом и в дневное время вызывают «скорую помощь», что гораздо накладнее для бюджета.
Но есть все же ряд негативных моментов. С учетом очередей в поликлиниках и невозможности попасть в удобное время к врачу медицинская помощь для «обычных» пациентов, как думают многие, несколько отдалилась. Пациентам, нуждающимся в постоянной лекарственной терапии, не повезло еще больше. Им приходится томиться в очереди для повторной выписки рецепта, если нужного препарата нет в аптеке или закончился срок действия рецепта. Хуже, если у человека букет заболеваний и ему надо попасть к нескольким узким специалистам. А это – стресс со всеми вытекающими последствиями.
Работающему люду тоже мало радости. Всякий раз им придется отпрашиваться с работы, дабы получить рецепт, а затем купить необходимое лекарство. Для того чтобы медицинская помощь стала более доступной, необходимо сделать как минимум следующее. Во-первых, увеличить срок действия рецепта для отдельных категорий больных. Во-вторых, ввести в поликлиниках дополнительные приемные часы – вечером и в выходные дни. В-третьих, по телефону записывать пациентов на врачебный прием в удобное для них время. Многое из этого, ответила В. Муллина, уже действует. В частности, на разные препараты предусмотрены различные сроки действия рецептов, вплоть до одного года. График участковых врачей сверстан так, что в один день прием идет в первой половине дня, в другой – во второй. И в каждой муниципальной поликлинике врачи принимают до 19 часов, в выходные же дни работают дежурные врачи. Но, конечно, данный спектр мер для удобства населения можно было бы расширить.
Что касается недоумения Ивана Васильевича по поводу возвращенного рецепта, объяснение простое – у него рецепт годичной длительности. Потребовав же рецепт, работники аптеки обезопасили себя, ибо нарушение порядка отпуска лекарств по Административному кодексу трактуется как грубое нарушение, и в этом случае предусмотрены весьма суровые санкции. По решению суда в зависимости от степени правонарушения по отношению к аптеке могут применяться различные санкции, от штрафа до 40 тыс. рублей до приостановки действия лицензии.
Б. КУЗЬМИН.
Опубликовано: 15 мая 2009 г.