В базарный день в селе Аликово к чудным рукотворным развалам-шатрам улыбчивой Валентины Никоноровой выстраивается очередь. На ветру расшитые полотенца и занавески, как флаги, полощутся. Удивительно, но почти не торгуются старушки, которые обычно выкраивают каждую копейку. Значит, признали мастерицу. И не только поэтому.Валентина вышивает гладью. И с шиком мастерит чувашские национальные костюмы. В них-то она знает толк. Говорит, что за невесткой едут в черном, а с ее стороны приезжают в белом одеянии. Такой древний обычай одеваться на свадьбе не только в Аликовском, но и в Красноармейском, Шумерлинском и Красночетайском районах. Предупреждает, что каждый наряд надо надевать по поводу, ни в коем случае не путать, иначе поймут не так. Сватовство – дело деликатное, суеты и ошибок не прощает.
Откуда все знает? Ее выдали замуж в Чувашию. Сразу же свекровь Галина Никоноровна, царство ей небесное, научила тонкостям местных обычаев. Девушке из Татарстана это в жизни пригодилось. Кстати, у нее там мама – рукодельница на зависть: и вышивает, и вяжет. Понятно, что и сестры этим увлекаются.
Живет Валентина в селе Юманаи Шумерлинского района. Бойко рассказывает: «Скоро 20 лет будет, как вышиваю, с той поры, как замуж увезли. Ткань использую привычную – бязь, а раньше вслед за свекровью на вафельном материале вышивала. Посмотрите, эти полотна возле иконы вывешивают. А этим полотенцем перевязывают через плечо призывника, которого провожают в армию. Потом мать обязана хранить его, пока сын не вернется в отцовский дом. Стирать ни в коем случае нельзя, плохая примета».
Занавеси, которые в каждом доме вешают перед иконой, расходятся за 250 рублей. Говорят, что очень дешево. В Чебоксарах намного дороже. Здесь, на сельском базаре, товар раскупают, не торгуясь. Да разве пройдешь мимо такой красоты?!
«Не подсчитывали, в скольких красных углах ваши изделия?» Оказывается, не до этого, заказов много. Но Валентина сказала любопытную новость. Оказывается, в местной Аликовской церкви почти все полотенца, которые подвязывают перед иконами, моля Бога о помощи и выздоровлении от недугов, изготовлены ее руками. Бабушки у нее берут постоянно. Якобы бывали случаи, что помогало немощным.
А еще она гордится, что доводилось видеть на нынешних сельских свадьбах пошитые ею наряды. Например, на концертах, фестивалях народного творчества и Акатуях все больше людей выступают в ее чувашских национальных костюмах.
Рисунок она сама придумывает. Уверяет, что нитки не линяют. Кипятить нельзя, конечно, а так сочность красок гарантирует. Вовсе нитки и не особенные. Поделилась профессиональным секретом: она распускает старые платки, шерстяные вещи и мотает клубок. Бывает, что и детские гамаши сгодятся.
И в Ульяновском музее есть ее работы – чувашская национальная вышивка по старинным узорам. Да и как не радоваться рукодельнице, что изделия, изготовленные по народным меркам, пережили века. До сих пор нарасхват вышитые занавески на окна, шторы у плиты русской печи, полотенца и накидки.
И как только одна успевает, ведь все вручную, на пяльцах и с ниткой-иголкой? Можно было и не спрашивать. Ей сын и дочка помогают, не чураются маминой забавы.
Л. ВАСИЛЬЕВ.
Опубликовано: 14 мая 2009 г.