Вначале было слово…

Павел ГАЛОЧКИН, журналист

паша галочкинСтало известно, что Роскомнадзор составил список из четырех матерных слов, за многократное использование которых могут аннулировать лицензию средства массовой информации. Представитель этого ведомства разъяснил, что упомянутые слова и производные от них недопустимы в СМИ. А вот грубо-просторечные слова и содержащие их выражения, не относящиеся к нецензурным, могут использоваться с возрастным ограничением 16+.
Кроме того, минувшей весной депутаты Госдумы внесли в Кодекс об административных правонарушениях новую статью, по которой нарушение запрета на нецензурную брань повлечет за собой немаленький штраф. А глава Комитета по культуре Станислав Говорухин вообще предложил продавать книги с использованием ненормативной лексики в закрытой упаковке.
Я со всеми этими нововведениями согласен на 99 процентов. Но один оставшийся процент протестует и сопротивляется.
Во-первых, запреты еще никогда и нигде не приводили к положительному результату. Судите сами, какую замечательную рекламу сделает Говорухин книгам, которые будут продаваться в закрытой упаковке, да еще с надписью: «Осторожно, ненормативная лексика!» Их будут хватать как горячие пирожки! Хорошо известна история, которую описал автор повести «Москва – Петушки» Венедикт Ерофеев. Он честно предупредил читателей, что такую-то главу несовершеннолетним читать нежелательно из-за обилия матерных слов. В результате читать повесть начинали именно с этой главы. Ерофееву пришлось сократить ее до одной строчки из трех слов («и немедленно выпил»).
Во-вторых, депутаты замахнулись на часть нашей культуры, которая развивалась веками. Русская матерщина использовалась в качестве своеобразного оберега, спасающего человека от болезней и бед, поле от неурожая, скот от бесплодия. Ритуальная брань сопровождала свадебный обряд – считалось, что она охраняет молодоженов от злых духов и обеспечивает им доброе потомство. Кстати, эта традиция кое-где сохранилась до сих пор, и никакой Говорухин тут не указ.
Мне больше по душе вывод, который сделал русский профессор Иван Бодуэн де Куртенэ, под чьим началом вышел в 1909 году знаменитый Словарь Даля, содержащий ненормативную лексику. Он сказал: «Мы не вправе переделывать русский язык, мы не вправе скрывать из него то, что в нем действительно есть и что в нем бьется интенсивной жизнью». Этот вывод важен не только для судьбы словарей живого русского языка прошлого и настоящего, но также и для судьбы написанных на нем произведений, многие из которых сегодня считаются классикой. Это книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Солженицына, Аксенова, Улицкой, Рубиной. Все они «грешили» ненормативной лексикой, но осторожно и к месту.

Опубликовано: 30 января 2014 г.


Читайте также:

6 Responses

  1. Борьба с ветряными мельницами, вестимо.
    И видимость деятельности, и дополнительный пункт, по которому можно оппозицию прижать — она-то не стесняется в выражениях! ;)

    Но не так всё безобидно.
    Благодаря подобным инициативам мы, так или иначе, идём к реализации антиутопии Брэдбери «451° по Фаренгейту»…

  2. Мат из русского языка никуда не исчезнет, запрещай, не запрещай. Трудно представить, что человек, которому на ногу упал кирпич, будет кричать: «Я помню чудное мгновенье!». Кстати. Впервые русский мат упомянут в берестяной грамоте 12 века, которую недавно обнаружили археологи. Правда, что именно написано, археологи уточнить отказались.

  3. Все эти слова были чувашскими и их переняли русские когда начали жить рядом с чувашами.Ебадать -ласкает .Хай-он самый.Ну дальше не буду росвещать вас .Филолог должен знать .

  4. Мат дело, конечно, тонкое. Все дело в смысле слов даже матерных. В дохристианской Руси мат был «чистым» как естество природы. После- попал под «запрет» и стал «грязным», нес протест против запретов окрещения.

  5. Увы, указы-приказы-постановления последних лет кажутся свидетельством неустанной борьбы с книгой, знанием, образованием, будущим страны. Это похоже на системное запугивание тех, кто связан с книгой, книготорговлей, изданием и распространением, просто чтением! Молодежь и дети считают чтение не престижным занятием, а тут еще такие кампании, одна за другой… Лет через 10-12 мы вспомним старую истину, что читающие книгу (в отличие от смотрящих телевизор) будут владеть миром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.