В заснеженном пока поле гудят тракторы. А по первым проталинам важно вышагивают грачи. И весну торопят.
Хозяйство с большой буквы
Директор СХПК «Новый путь» Иван Николаевич Игнатьев – человек в здешних краях известный. Среднемесячная зарплата в Аликовском районе составляет 5060 рублей, а у него в хозяйстве – почти семь тысяч. А ведь пришел сюда буквально на руины.
С чего начал новый путь хозяйства в гору? Долги тогда повязали, шагу не ступить. А где взять деньги для расчета? Попробовал новый директор договориться с поставщиками электроэнергии, налоговиками. Убедил кредиторов отсрочить и реструктуризировать задолженность. Помогло родное министерство. В проблемы хозяйства вникали юристы, экономисты. Принцип переговоров был простым и понятным: если хозяйство обанкротить, то его не сохранить. Игнатьев дал слово, что с текущими платежами проблем не возникнет, вот встанет на ноги и обязательно вернет долги.
Так и получилось. «Новый путь» теперь имеет репутацию надежного партнера. Не стесняются здесь браться за новые технологии. Добрались гонцы до фирмы, работающей по немецко-российской программе. Ее специалисты подсказали, как реконструировать фермы, как строить не дворцы для скота, а удобные и практичные, главное, недорогие помещения. Сейчас в СХПК имеются пять ферм для КРС и свиноводческая ферма.
Что у коровы на языке
Вышли и на голландскую фирму, предлагавшую витаминно-белковые добавки. Научно обоснованный рацион кормления применили. В чем разница? Раньше в кормушку сыпали на глазок, а теперь по книге, на основе лабораторных анализов.
Не секрет, что на привозных комбикормах, похожих на отходы, и не думай о весомых удоях и доходах. А чтобы получать отличные корма, нужно иметь «умную» технику – энергосберегающую, совмещающую несколько операций. В прошлом году докупили агрегатов на 4 млн. рублей. Этой весной обойдутся без старых сеялок. К жатве подгонят новый комбайн «Полесье». В машинно-тракторном парке СХПК «Новый путь» обновлен почти весь набор техники для уборки зерновых, клевера, люцерны и донника, кормовой свеклы.
«Новый путь» не на черноземах, а на обыкновенном суглинке. Однако если в районе урожайность 17,9 центнера с гектара, то это хозяйство собрало по 26,1 центнера с гектара. Не зря наряду с минеральными удобрениями внесли более 20 тысяч тонн навоза.
Восемь лет назад в хозяйстве было 550 человек. Сейчас 175 постоянных работников. Зато работы на всех хватает. У хозяйства есть лицензии на племенное разведение крупной белой породы свиней, черно-белой породы КРС. Это неплохие деньги. Имеются две лесопилки, своя строительная бригада.
Молочные реки в русле регламента
Однако Иван Николаевич недоволен: «Последние три года топчемся на месте. Удои не растут – 5700 кг молока от одной фуражной коровы. Сами виноваты. Было упущение в воспроизводстве стада. Видя это, в 2007 году мы отыскали представителей канадских и американских фирм, которые предлагают элитный материал для осеменения. Год назад получили первых телочек. В начале осени, думаю, начнем осеменять их. Наш стандарт таков: корова должна быть весом не менее 700 кг и выйти на удой 7 тысяч килограммов молока в год».
Новый регламент на молоко заставил подсуетиться. «Новый путь» договорился с московской фирмой на поставку новой доильной линии, на которой процесс охлаждения молока укладывается в 5–10 минут с начала дойки.
Молоко сдают на молокозавод в Чебоксарах. «Закупочная цена не соответствует расходам, которые мы несем, – замечает Игнатьев. – На днях цену сбросили в одностороннем порядке на 20 копеек. Нам обидно, но что делать? Молоко – скоропортящийся продукт, его нужно реализовать в срок».
Каждой деревне по ферме
По словам директора, правительство Чувашии крестьян понимает и поддерживает. Только в прошлом году их хозяйство получило 8 млн. рублей субсидий и дотаций за высокие удои коров, за племенной скот, за инициативу в других отраслях. Стимул работать есть. Год завершили с 51 миллионом рублей чистой прибыли: молочная отрасль дала 26 млн., мясная – 18 млн. Остальные деньги выручили за растениеводство. Распахали и посеяли озимыми 200 га. И нынче планируют еще 400 га пустить в севооборот.
Любопытно, но Иван Николаевич не сторонник укрупнения. В хозяйстве три равноценных и хорошо оснащенных техникой отделения. Руководитель рассуждает трезво: если закрыть небольшие фермы, то деревни без работы погибнут.
Старшие Игнатьевы – Николай Игнатьевич и Василиса Герасимовна – даже на пенсии держат две коровы, несколько овец с приплодом. Иван Николаевич на правах сына их поругивает, мол, зачем им эта обуза? А они в ответ: «Пока мы в силе, будем держать живность на подворье». Так поступают, между прочим, жители во всех деревнях хозяйства. Не случайно про кризис здесь даже не шутят. Некогда. Вон сколько фундаментов под новостройки заложили.