Республика отмечает 100-летие со дня рождения писателя Алексея Талвира (Башкирова). Он вошел в чувашскую литературу как основоположник тематики рабочего класса.
Его рассказы, повести и романы широко известны читателям не только Чувашии, но и России, стран бывшего Советского Союза, а роман «На Буинском тракте» стал первым произведением чувашской литературы, которое после Второй мировой войны вышло за пределы СССР и пошло по миру, рассказывая всем о древнем чувашском народе, живущем на Волге.
Жизнь – странная штука. Почему-то случается так, что часто мы по-должному не оцениваем человека, бывает, его заслуги приписываем другим, более шумливым и не совсем порядочным. Такую шутку сыграла жизнь и с Талвиром: он и по сей день по достоинству еще не оценен. А ведь это – крупнейшая личность в масштабе всей страны. Еще в 1939 году он был избран руководителем комсомольской организации Союза писателей СССР. Затем заведовал сектором печати ЦК ВЛКСМ. Во время войны был ведущим корреспондентом газеты «Комсомольская правда».
Кто смотрел фильм «Разгром немцев под Москвой», тот помнит приезд корреспондента на передовую, к генералу А. Белобородову, который должен был начать общее наступление на немцев. В своих воспоминаниях генерал пишет, что речь здесь идет о писателе А. Башкирове, который первым поведал миру о начавшемся разгроме немцев под Москвой. Это он, фронтовой журналист, разыскал могилу Аркадия Гайдара, тем самым внес существенный вклад в дело реабилитации имени писателя.
Часто, оказываясь на передовой, А. Талвир вместе с бойцами ходил в атаку. И во время боев был тяжело ранен. Долго лечился, жил в Батыреве. И хотя после выздоровления друзья звали в Москву, он остался на родине и в 1954 году был избран председателем правления Союза писателей Чувашии.
Именно в те годы и вырос вес Союза писателей в общественной жизни нашей республики. Огромные усилия прилагал А. Талвир, чтобы труд писателя по достоинству был оценен. Пользуясь своим авторитетом, он добился больших субсидий на строительство квартир. Союз писателей заимел свое помещение, транспорт, добился самостоятельного приема в Союз писателей. При нем был построен Дом творчества писателей в Кувшинке. Мы получили в свое ведение журнал «Капкан», альманах «Таван Атал» был преобразован в ежемесячный журнал, стали выходить библиотечка журнала «Ялав», альманах «Дружба». Союз писателей стал самым близким домом для молодых литераторов.
А. Талвир сделал все, чтобы чувашские писатели, обвиненные в национализме, в годы оттепели вернулись в Чебоксары. От имени Союза писателей он обращался в десятки инстанций, чтобы спасти В. Краснова-Асли, В. Митту, И.Д. Кузнецова и других. Его стараниями все они были трудоустроены, получили квартиры.
Самое большое достижение А. Талвира – творческое и административное – вывод чувашской литературы в большой мир, в зарубежье. В 1953 году в Москве состоялась историческая встреча Алексея Талвира и Ангела Тодорова. «Мы ведь родственники, – сказал Алексей Филиппович болгарскому писателю. – Вы потомки аспаруховых болгар. Мы потомки волжских болгар. До седьмого века наши предки жили вместе на территории Северного Кавказа и имели свою государственность – Великую Болгарию». И обнялись: потомок волжских болгар и потомок дунайских болгар. И началась дружба писателей, дружба литератур, дружба народов – чувашей и дунайских болгар.
Это – истина, поэтому бывает больно и грустно, когда так называемые «ученые» приписывают заслуги в этом добром деле другим людям, которые палец о палец не ударили, чтобы эта дружба состоялась.
Вскоре все это было забыто. Конфликт между Талвиром и партийным руководством республики сказался на судьбе многих деятелей культуры. А. Талвир, С. Эльгер выступили против опыта «перехода по просьбе родителей на обучение на русском языке с начальных классов». Противодействие «начинанию» разъярило обком партии. Начались давления на писателей, запреты на многие книги, на чувашский язык. А. Талвир вынужден был уехать в Казань.
Татарские писатели поддержали его. Вскоре при Союзе писателей Татарской АССР Алексей Филиппович создал Чувашскую секцию, стал издавать альманах, так же, как и в Чебоксарах, стал заботиться о молодых. Его стараниями вышли на путь литературы Константин Петров, Порфирий Афанасьев, Николай Ытарай и многие другие.
Спустя много лет он вернулся в Чебоксары. Активный, инициативный, со многими добрыми идеями, он пытался включиться в общественную жизнь. Но его никуда не пускали. Зато в творчестве работал с упоением. Как раз в то время пришло ему письмо из музея газеты «Комсомольская правда». В нем было сказано, что работники музея недавно узнали, что известный чувашский писатель Алексей Талвир – это и есть прославленный корреспондент газеты времен войны. Они просили его прислать свои книги для стенда «героя-корреспондента Алексея Башкирова».
Я был в этом музее в 1989 году. Целых два больших стенда посвящены Башкирову-Талвиру. И грустно становится, когда захожу в наш Литературный музей. Там ведь не только стенда, но даже уголка Талвира до сих пор нет.
Читателями, чувашским народом и нынешним руководством республики выдающиеся заслуги А. Талвира оценены по достоинству. Его именем в Чебоксарах названа одна из самых красивых улиц. Улица Алексея Талвира есть и в Батыреве, на родине писателя. Там же его именем названа средняя школа. А в доме, где родился и вырос писатель, вскоре будет мемориальный литературный музей.
Мишши Юхма,
народный писатель Чувашии.