Доброе имя писателя

ЛЮДСКОЕ ГОРЕ НЕ БЫЛО ДЛЯ НЕГО ЧУЖИМ

писателиМы дружили более тридцати лет. Он жил в Москве, я – в Чебоксарах, по возможности встречались, часто переписывались. Родился Дмитрий Афанасьевич Кибек 15 сентября 1913 года в деревне Тимерчкасы Вурнарского района. После учебы в педагогическом институте учительствовал в сельских школах на родине. Почти двадцать лет отслужил в армии, а выйдя в отставку, обосновался в Белокаменной и до конца своих дней жил там. Прожил писатель 77 лет…
Его излюбленной темой стала военно-патриотическая. Вернувшись с фронта и став профессиональным литератором, Дмитрий Афанасьевич создает повести «Красивая женщина», «Студенты», романы «Охотники», «Воскресший из мертвых», «Чужая беда».
В его произведениях излагаемые события отличаются достоверностью и правдивостью, специалисты уверяют, что Кибек мастер создания остросюжетных ситуаций. Когда он задумал роман о героях войны, то не ограничился собранным материалом, а решил лично побывать на местах боевых действий.
В моих руках небольшое письмо Дмитрия Кибека от 28 октября 1970 года, присланное из польской столицы: «Только что вернулся в Варшаву из города Кельце. До этого съездил в Краков, посетил и посмотрел районы, где воевали герои моей книги. Встретился и побеседовал с партизанами. Собрал много очень нужного мне материала при переводе романа на русский язык. Приеду, расскажу». Эпическое произведение «Герои без вести не пропадают» получилось очень удачным, его автору присудили Государственную премию Чувашии за 1982 год в области литературы. На русском языке роман в двух книгах вышел в 1978 и 1981 годах в издательстве «Советский писатель», одном из самых престижных в СССР.
Увлекшись описанием литературной деятельности писателя, я как бы упускаю возможность рассказать читателю о главном в этом человеке – исключительной добросердечности. Он остался в моей памяти, думаю, не только в моей, как личность отзывчивая, с добрым сердцем, мягким характером. За тридцать пять лет, что он прожил в Москве, кто только не побывал в его двухкомнатной квартире. Сначала в Кунцево, затем на Таганке, он принимал всех, кто к нему обращался: близких и дальних родственников, сослуживцев из армии, земляков, коллег по профессии. За долгие годы беседы никогда не слышал от него ни одного нелестного слова о тружениках литературного цеха.
У него были тесные связи с правлениями писательских организаций страны, и поэтому он всегда был в курсе их дел, о которых информировал нашу писательскую организацию. А иногда Дмитрий Афанасьевич получал от нее отдельные поручения, являясь как бы полномочным представителем Союза чувашских писателей в Москве. Как юрист, а он в годы службы в армии окончил Военно-юридическую академию, Кибек всем, кто к нему обращался, бескорыстно помогал добрым советом в решении правовых вопросов.
В письме от 28 марта 1977 года он писал мне: «У нас, как всегда, новости приятные и не очень. Из приятных – мне дали путевку в Ессентуки, весь апрель пробуду там… В прошлый понедельник Мудров из Тобурданова (сослуживец по армии, фамилия изменена, село из Канашского района. – П.К.) привез своих двух сестер и племянницу. Последняя была в больнице в Чебоксарах. Там предложили ей ампутировать ногу. Она не согласилась, и вот ее привезли сюда, чтобы я устроил ее в один из онкологических институтов. Всю неделю возил ее на исследования. В пятницу обещали положить в клинику института им. Герцена, но пока там нет места. Сам Мудров и одна из сестер вчера уехали чебоксарским поездом, а другая сестра с дочерью осталась у нас, она плохо говорит по-русски. Кто отвезет эту больную в клинику, если я уеду в санаторий, – просто голова идет кругом».
Людское горе чужим не должно быть и литератор принял его близко к сердцу.

Павел КРЫСИН.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.