Как и у многих сирот военных лет, у Дины Аристарховны одно из самых ярких воспоминаний – как она видела отца в последний раз. Мама с восьмимесячной сестренкой на руках, железнодорожная станция, теплушка, в которой везут солдат на фронт.
Дочери солдата
– И вдруг двери товарняка распахнулись, оттуда высыпали военные, – рассказывает Дина Аристарховна. – Один из них подбежал к нам, хочет взять меня на руки, а я испугалась, заплакала. А мама говорит: «Ты что, это же твой папа!» Папа обнял меня, подбросил на руках и сказал: «Расти, доченька, большая, потом я обязательно приеду!» Шел сорок второй год.
Красноармейцу Аристарху Тимофееву, призванному из деревни Малые Тиуши Цивильского района, было всего двадцать четыре. А через два года он пропал без вести во время тяжелых боев за освобождение Псковщины. Сегодня о скромном чувашском парне, отдавшем жизнь за Родину, пишут в газетах, говорят на телевидении. Не только потому, что о его судьбе наконец-то узнали энтузиасты-поисковики. А еще и потому, что для его дочерей, ныне пенсионерок, стало настоящей проблемой выехать на могилу отца.
Им, детям войны, никогда не жилось особо легко. Не успела подрасти младшая сестра Серафима, как погибла мать. Оставалась одна мечта, что вернется с фронта отец. Но девочкам пришлось вдоволь хлебнуть сиротской доли. И в поисках счастья младшая уехала в далекий Калининград, а Дина осталась жить в Чувашии, чтобы ухаживать за могилой матери.
Живые и мертвые
Спустя столько лет она почти не чаяла узнать об участи пропавшего без вести отца, как неожиданно пришло письмо из Москвы, из Центрального государственного архива. В нем говорилось, что Аристарх Тимофеев, стрелок 1126-го стрелкового полка, был награжден в 1943 году медалью «За отвагу» и погиб при освобождении Псковской области в 1944 году.
Тогда же позвонили представители администрации города Новосокольники, возле которого сражался солдат из Чувашии, и пригласили Дину Аристарховну вместе с сестрой в конце января на торжества, посвященные освобождению области от захватчиков. Обещали вручить медаль отца и свозить поклониться братской могиле, где он захоронен.
Перед Диной Аристарховной с ее небольшой пенсией, едва позволяющей сводить концы с концами, даже не вставал вопрос, ехать или нет. Она засобиралась в дорогу. А тут случилось еще одно страшное несчастье – внезапно умерла дочь.
Как она, пенсионерка-сердечница, пережила это, Дина Аристарховна сама не понимает. Но, похоронив свою кровинушку, женщина еще больше укрепилась в решимости ехать. Побывать напоследок на могиле отца, говорила она знакомым, чтобы потом самой умереть спокойно. В надежде, что помогут приобрести билеты, пенсионерка обратилась в официальные инстанции города. Но суть официального ответа сводилась к тому, что оказать материальную помощь ей не могут.
В это время сестра Серафима точно так же ходила по инстанциям в Калининграде, пытаясь пробиться через чиновничье равнодушие, а затем обратилась за помощью в газету. И сразу нашелся добрый человек, который немедленно уладил финансовый вопрос.
По примеру сестры Дина Аристарховна сразу позвонила на Чувашское телевидение. И после репортажа буквально на следующий день ей принесли конверт с деньгами от имени одного предпринимателя.
– Потом позвонила еще женщина, – рассказывает Дина Аристарховна, – предлагала деньги. Но я отказалась. Сказала, мне уже дали пять тысяч, больше не надо. Хватит на дорогу туда и обратно и на метро в Москве.
Папина медаль
Первыми, кого встретила на чужой земле пенсионерка из Чувашии, были поисковики из Псковской общественной организации «Память Отечества». Именно они взяли на себя непростой труд по поиску останков погибших солдат Великой Отечественной. А затем были торжества в Новосокольниках.
– Встречали нас с сестрой, как дорогих гостей, поселили в гостинице, – вспоминает она. – Повезли на встречу к мэру города, где было очень много приглашенных. Ветераны и родственники погибших, и тут же историки из Москвы брали у меня интервью, фотографировали. Сразу же вспомнилось, как в Чебоксарах в некоторые кабинеты даже на порог не пустили, не услышали моих просьб.
По рассказам ветеранов Дина Аристарховна представила, какие тяжелые бои шли возле Новосокольников во время войны. Город считался крупным железнодорожным узлом, путь от него вел на Москву, Ленинград и Калининград. За считанные месяцы он был уничтожен полностью. Ни одного целого дома не осталось. О подвиге солдат, защищавших город, напоминает Вечный огонь в центре Новосокольников.
Возле него и прошел торжественный митинг, на котором Дине Аристарховне вручили медаль отца.
– Я ее прижала к себе, поцеловала. Эта же медаль была на груди отца, он до нее дотрагивался. Поклонилась я всем низко-низко, сказала: «Спасибо, люди добрые, что вы помните, что вы ищете. Столько лет мы ничего не знали о судьбе отца. Жаль, мать не дождалась, но, слава богу, мы дождались».
Белый платочек
После возложения цветов сестер повезли на место гибели красноармейца Аристарха Тимофеева. С этой местностью связана особая легенда. Жители ближайшего села уверяют, что, до того как были найдены останки погибших солдат, здесь слышались жалобные стоны и плач.
За найденного отца Дине Аристарховне удалось лично поблагодарить и того, кто нашел медаль.
– Нас ждали совсем молодые мальчишечки-поисковики, им в этом году идти в армию. Лучший из них Петя Лёнин, он и нашел. Я, говорит, чувствую, где надо искать. Засуну щуп в землю, и точно – начинает звенеть… Обняла я братскую могилу. А потом почувствовала, что успокоилась. И даже вернулась вера, что я еще буду жить, должна жить ради внуков и ради того, чтобы поминать погибших солдат.
Из гостеприимных Новосокольников Дина Аристарховна уехала в тот же день. А на прощание ей подарили нарядный платок с цветами и сказали:
– Вы носили черный платок, а теперь вам к лицу белый, нарядный.
Что же касается медали, то ее Дина Аристарховна не привезла в Чувашию. Отдала сестре, чтобы ее дети могли увидеть подвиг деда. Для нее самой важнее было привезти на родину землю с могилы отца, чтобы положить ее на могилу матери.
– Может, мне мама приснится, скажет спасибо, – говорит дочь солдата.