Фильмы, заставляющие думать

Вы никогда не задумывались, почему телевидение имеет над человеком такую гипнотическую власть? И сколько сограждан, вернувшись с работы, посвящают себя «голубому экрану», иной раз часов не наблюдая? Потому что следить за уже готовой, смоделированной реальностью, пусть и виртуальной, намного проще, чем заниматься своей собственной жизнью. Что ж, если судить по-философски, то созерцатель — тоже позиция неплохая. Только смотря что созерцать — а то ведь за просмотром очередного боевика или триллера и не заметишь, как мелькнут финальные титры на собственной ленте жизни «Конец фильма». А ничего не сделано — что уж там для вечности, для себя.
В такой ситуации качество кинопродукции играет решающую роль. Увы, большинство современных, преимущественно зарубежных, картин супердинамичны. Триллеры и боевики так напичканы действием, что места для движения души там просто не остается. Увы, психологизм не в моде, более того — в страшном дефиците. А потому Российский открытый фестиваль-семинар «Кино малых народов и регионов России (Поволжье и Урал)» для многих стал просто откровением. Есть у нас кино для души. И не забыто еще, что искусство, в том числе кинематограф, — не только развлечение, но и диалог со зрителем о вечных ценностях.
На этот фестиваль свои работы представили киностудии Екатеринбурга, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова. В программу показа было включено несколько циклов — это и игровые полнометражные фильмы, и картины для детей, цикл премьер с участием национальных диаспор. Попытки возрождения национального кино в российских автономиях в последние два десятилетия наблюдаются повсеместно. Появились игровые фильмы на башкирском, татарском языках, документальные — на языках народов Северного Кавказа. Снимаются фильмы на русском языке с активным использованием ландшафтов, фольклорных или исторических мотивов. Этот опыт и был представлен на фестивале.
В картинах, на показах которых я успела побывать: в центре — человек, и, как правило, в непростой ситуации. Как раз в такой момент он и проверяется на прочность, на человечность. В первый же день был представлен фильм известного режиссера Марины Разбежкиной «Время жатвы». Картина снималась на материале чувашской истории, в кадре мелькают пейзажи Аликовского и Шумерлинского районов. Премьера фильма состоялась в России еще в 2004 году, но в Чебоксарах его не демонстрировали. Фильм-притча о людях послевоенной деревни, о нелегких временах. Это обычная жизнь, наполненная и болью, и слезами, и радостью, но в необычном осмыслении. (Главный герой тоже из Чувашии — Вячеслав Батраков.) Фильм «Время жатвы» объехал почти полмира, побывал на 50 фестивалях, у него 16 наград.
…Вот кусочек из уже другого, документального фильма о современности, врезавшийся в память — быт, разрушенный войной в Чечне. Девушка на своем наречии говорит: «Здесь мы жили». Для многих — обычная жизнь, папа, мама, своя комната, окно в сад, в которое выглядываешь по утрам. Но это кажущаяся обычность. Потому что, если это отнять, не остается ничего, а сам ты — сирота без почвы под ногами. И страшно, если в яркой памяти малышей так и останется полуобгоревшее абрикосовое дерево…
А в фильме «Дикое поле» Михаила Калатозишвили (к слову, музыка там звучит Алексея Айги), на мой взгляд, одним из персонажей можно считать степь. Она полна звуков, она разговаривает. Она и становится судьбой одного врача, уехавшего в заброшенный казахстанский поселок. Человек выбрал свой путь — он нужен здесь, его призвание — помогать. Невеста, которую он ждет, приезжает ненадолго, сообщить, что уже вышла замуж. А главный герой не может оторваться от клочка земли, к которому прикипел душой. Из таких неравнодушных и получаются созидатели, превращающие целину в оазисы. И, даже раненный человеком, который долго казался лишь миражом, главный герой не остается один. Теперь уже ему помогают люди.
Поразил киновечер, посвященный Арсению Тарковскому, поэту и переводчику поэтов народов России. В нем участвовала дочь поэта Марина Тарковская. У зрителей появилась возможность пообщаться с самим поэтом — благодаря документальной ленте о нем и возможности скачать фильмы на комп бесплатно. К его сыну — Андрею Тарковскому слава пришла раньше, в Венеции отметили его «Иваново детство», в Каннах показали «Андрея Рублева». Арсений Тарковский был больше известен как переводчик и стал широко популярен уже под занавес жизни. Его называют последним поэтом «серебряного века», он, переживший и советские времена, и новую эпоху, по сути, младший современник Мандельштама, Цветаевой и других поэтов «серебряной» плеяды. В семейном тандеме Тарковских словно срослись эпохи 19 и 20 столетий, появилось общее культурное пространство — можно проследить преемственность поколений.
Во фрагментах трехчасового фильма Арсений Тарковский словно разговаривает с нами. «Чем больше страдаешь — тем больше и лучше пишешь», «Быть личностью — это кем-то быть: работать на станке или писать стихи», «Душа бессмертна, а добро, совершенное тобой, проявляется в судьбах других людей» — ответы на многие вопросы, которые рано или поздно возникают у каждого человека. А то, прошлое, время словно врывается с экрана в нашу действительность через воспоминания: вот на сестре платье с поясом «гейша» (по моде тех времен), а вот 6-летний Арсений Тарковский спешит с отцом на литературный вечер Северянина. Несколько штрихов — и зритель в той атмосфере, хоть там и не жил…
Фестиваль дал понять, что зритель соскучился по живому кино, сплетенному из реальных эпох и судеб. По интеллектуальному кино, которое заставляет размышлять и думать. По такому кино, которое помогает расти духовно.



Читайте также: