А ОНИ ГДЕ? В АРХИВАХ И ПРЕДАНИЯХ!
С недавнего времени пошла новая мода – изучать свою родословную. Есть люди, желающие знать, кем же были их прапрапрадеды и какой быт они вели. Именно сия благая цель и собирает в столичном клубе «Истоки» наших любителей генеалогии.
Уже год, как члены клуба встречаются каждую третью субботу месяца в Национальной библиотеке. Там они делятся накопленными знаниями и опытом, советуют, как организовать родословный поиск, составить генеалогическое древо. Один из самых заядлых исследователей – руководитель секции генеалогии при Народной академии наук и искусств Анатолий Пояндаев. Ему удалось составить древо своей семьи до десяти колен.
Двери клуба открыты для всех, кто жаждет изучить свои корни.
– Просто очень хочется, чтобы люди загорались желанием знать, кто они и откуда, – говорит руководитель «Истоков» Сергей Утриван. – Ведь документы личных архивов дают ценнейшую информацию по истории нашей страны. Кстати, для создания родословных древ существуют специальные программы. Однако, восстанавливая свою родословную по сохранившимся документам, мы неизбежно упираемся в некий порог (в основном, это XVIII век), дальше которого, ввиду плохой сохранности источников, узнать интересующие тебя сведения практически невозможно. В ходе бурной истории многие документы были уничтожены, утеряны. И тут на помощь в поиске своих корней и родных может прийти такой новый инструмент в работе исследователя, как ДНК–генеалогия.
Есть и другие сложности. По источникам порой трудно проследить связи между родичами, так как в старину у чувашей в официальных документах фамилий, общих для всего рода, в основном, не указывали, даже если они и были. В каждом новом поколении записывалась своя «фамилия» (вернее, отчество, которое писалось как фамилия). Например, отец был Иван, а его сын – Михаил Иванов, следовательно, внук – Петр Михайлов и так далее.
До христианизации чуваш в 1740–х годах (после которой они почти все носили только даваемые им при крещении русские православные имена), инородцы в официальных документах указывались под своими языческими именами. Это также может создать трудности в установлении преемственности родства между предками – язычниками и православными, – говорит руководитель клуба.
Кстати, в среде исследователей родословных есть особые рекомендации: не стоит слепо верить разным семейным преданиям о собственном слишком уж благородном происхождении. Предания эти, преломленные через архивные материалы, как правило, оказываются неточными, заполненными в свое время неверно. «Это, конечно же, мо–жет затруднить родословный поиск. Поэтому к каждому неподтвержденному факту надо подходить осторожно», – предупреждает Сергей Утриван.
Тем не менее, в рядах исследователей, говорят, нет–нет да и всплывают тоже своего рода предания: то один «археолог» найдет в пыльной кипе бумаг данные о дворянском происхождении собственного предка, то другой вдруг докопается аж до княжеских корней. Но это уже предмет для отдельного разговора.
Опубликовано: 28 февраля 2013 г.