Печатное слово и автору приятно

В редакцию написала бывшая учительница, а ныне писательница Зоя Нестерова. Зоя Алексеевна торопится с изданием очередной повести, которая томится в ее письменном столе. Денег для солидного издания у нее нет, а ждать новых издательских планов, как считает 80-летняя пенсионерка, ей уже некогда. Легко ли у нас сегодня напечатать свои опусы? А тем более получить с них какую-то прибыль? Как оказалось, напечатать – можно, обогатиться – проблема. 

ЖДАТЬ ИЛИ ПЛАТИТЬ

Вообще-то Зое Алексеевне еще повезло. Четыре года назад Чувашское книжное издательство выпустило ее роман, который стал «самой читаемой книгой» года. Бывшую учительницу по такому случаю даже попросили принести в издательство еще что-нибудь. Здесь готовы издать сборник ее рассказов, как только разойдется предыдущая книга. Начинающие румяные авторы без ясных перспектив на самую читаемую книгу, а также солидные люди, желающие во что бы то ни стало упаковать собственные мысли в красивый фолиант, для скорости процесса вынуждены платить сами.
Примерная стоимость трехсотстраничной книги в жестком переплете – 144 рубля за экземпляр, в мягкой обложке – в среднем рублей 120. Умножайте цифру на требуемое количество экземпляров. Причем в крупных издательствах тираж меньше тысячи нерентабелен. Директор этого предприятия Валерий Комиссаров признавался в одном из интервью, что «мы сегодня слишком увлеклись тиражами и рентабельностью книги. Поэтому вот уже несколько лет не издано ни одного сборника стихов».

ПОЭТАМ ДОСТАТОЧНО ПРИНТЕРА

Со стихами в Чувашском книжном издательстве действительно не густо. В этом году в плане опять нет ни одной такой книжки. Здесь предпочитают делать солидные проекты, не отвлекаясь на «летучие словеса». Поэтому старым поэтам, не освоившим компьютер, приходится только горевать в рифму, новая же волна обслуживает себя самостоятельно. Например, ребята из объединения «О.С.А.», ставшие открытием чувашско-шведских поэтических фестивалей, давно не просят милостей не только у природы и государства, но даже у друзей частных издателей. Они завели свои мини-издательства и теперь альманахи и сборники просто «катают» на принтере. Один из частных издателей, художник Игорь Улангин, первым в республике начал широко издавать малыми тиражами всех интересных молодых пиитов. Причем со своими иллюстрациями. Эти книжечки, вызывающие восторг европейских коллекционеров, обходятся в 30-40 рублей за экземпляр и могут выйти не через год, а буквально на другой день. И сколь угодно скромным тиражом.
Но подобные издательства на главном книжном предприятии республики конкурентами не считают. Главными соперниками оказываются обычные типографии, где берутся за издание без всяких редакторов и даже корректоров. По данным Минкульта, в республике действуют 48 полиграфических предприятий. В зависимости от технической оснащенности печатных цехов и объема вашего произведения цена вопроса от 30 до 100 рублей за книжечку. Если ваша рукопись уже на цифровом носителе, срок вопроса вообще не проблема. Главный редактор Чувашского книжного издательства Валерий Алексеев не скрывает: «Почему-то многие путают типографию и издательство. Люди приходят к нам, спрашивают, сколько стоит напечататься, и иногда прямиком идут в типографию. В результате тексты часто выходят безграмотно оформленными, с массой ошибок. Потому что без редактора настоящей книги нет».
В небольших частных издательствах тоже есть нюанс. Ваши вирши должны по меньшей мере очаровать господина издателя-оформителя. Как говорит И.Улангин, важно не заработать, а сделать книгу как произведение. Кстати, недаром издателями часто становятся люди весьма неравнодушные к тексту или иллюстрации. Например, один из первых частников Вадим Шипилевский сам когда-то сочинял и собирал книги. А Джалиль Гайнутдинов и Юрий Ювенальев – художники. Редакционные советы таким людям не нужны.

РИФМЫ ОПТОМ

А вот в республиканском книжном издательстве, которое является государственным унитарным предприятием, такой совет, конечно, есть. Как рассказывает Валерий Алексеев, автор приходит, регистрирует свою рукопись, пишет заявку и вправе ждать обоснованного ответа. Выбор за редакционным советом. А есть еще тиражно-согласительная комиссия. Согласование с министерством. Одним словом, чтобы попасть в издательские планы, придется пройти многоступенчатую бюрократию. Причем ГУП делает ставку на социально значимую литературу: учебники, книги для детей и по народному творчеству, собрания сочинений классиков. Собственные средства книжное издательство тоже тратит экономно. Пока что не до «non fiction» и прочей гимнастики ума. Найти бы то, что местный читатель будет покупать как «горячие пирожки». Если в недрах издательства появится действительно увлекательная, с этой точки зрения, рукопись, то здесь издадут ее за счет собственных средств и вне плана, да и на гонорар не поскупятся. В этом заверяет глава издательства Валерий Комиссаров. Таких в году случается несколько. Вот, например, люди давно просят сборник чувашских песен. И ЧКИ идет навстречу. Активизировалась и работа со сказочниками, потому что сказки сейчас в ходу. В ЧКИ изучают возможность публикации «волшебств» Дмитрия Суслина, Галины Белгалис и Зиновьи Душковой.
«Мы хотим издавать больше, – говорит В. Алексеев, – но пока не получается. Во-первых, не хватает средств. Во-вторых, самих писателей. Мэтры в основном приносят старые тексты. Вычеркнут парткомы и колхозы из старых повестей и романов и приносят как новые. Но гонорары у нас сейчас авторы получают исправно. Прошли те времена, когда за книги платили лопатами и граблями».
Переход на товарно-денежные отношения особенно приятен. Известный поэт-песенник поделился однажды своей радостью. Отдыхая в санатории, он познакомился с некой московской дамой, которой запали в душу его строки о природе и Чебоксарах. И она с ходу решила их купить. За 10 тысяч рублей поэт отдал в ее распоряжение плоды поэтических трудов последних лет. И был весьма горд сделкой.

И КНИЖЕЧКИ С БАЗАРА ПОНЕСУТ

Но о гонораре многие начинающие даже не мечтают. Их цель – добыть средства на издание. Например, сочинитель стихов из Кугесь Сергей Витков на печать своего сборника копил несколько лет и поехал издавать стостраничную книжку в Алатырь, полторы сотни экземпляров обошлись ему в тамошнем издательском доме в девять тысяч рублей. А вот журналист Сергей Журавлев, задумавший книгу для детей о чувашских художниках, искал спонсора 6 лет. Издание у него дорогое, с репродукциями, требовалось несколько сот тысяч. Сочувствующего его исканиям он встретил почти на излете подготовки книги к печати. Тот выделил средства, которые Сергей должен вернуть после продажи книги. По сути, ему дали беспроцентный кредит. «И слава богу, что есть такие люди!» – восклицает начинающий биограф, которому предстоит реализация тиража. Упомянутая З. Нестерова тоже «сидит» на собственных сказках, выпущенных год назад за свой счет. Нет сил продавать.
И это еще одна глобальная проблема литератора. Московских дам, покупающих рифмованные строки оптом, не так много. А центров поддержки книги наподобие тех, что есть в западных странах, позволяющих литераторам и частным издателям обойтись в этом деле, что называется, «одним окном», нет вовсе. «Заработать на художественной литературе у нас не удастся, – считает главный редактор Чувашского книжного издательства. – Книга – удовольствие дорогое. А чувашская литература выходит тиражом максимум две тысячи».
Недавно из Москвы в Чебоксары заглянул чувашский писатель и драматург Борис Чиндыков, организатор незабываемого авангардного издания «Аван-и». Был у него разговор с главным редактором книжного издательства об остросюжетных произведениях на национальной основе. Чиндыков – человек предприимчивый. Он готов был с места в карьер приступить к написанию заведомого бестселлера. Поэтому сел и с карандашом в руках просчитал перспективу литературного проекта. В результате книги писать не стал. По его расчетам, дело в лучшем случае лишь окупало себя. Но не более того.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.