Стратегический субъект

В сквере на площади Республики на скамейку с ногами взобралась компания юнцов с пивом. «Ребята, вы наверняка из пединститута, а такие некультурные», – замечает одна старушка. В ответ – угрюмое молчание и продолжение распития.
Студентов с пивом и плюющих себе под ноги можно встретить и возле других вузов. А ведь это как бы авангард молодежи, что тогда говорить об остальной. Мат в троллейбусе, неуважение к старикам, «тыканье» незнакомым людям, поедание первого и второго блюда только ложкой стали чуть ли не атрибутикой повседневного поведения многих, если не большинства представителей юного поколения.
На днях состоялось заседание Совета по стратегическому развитию республики. Обсуждались вроде бы далекие друг от друга пункты повестки – о ходе реализации закона о стратегии социально-экономического развития Чувашии до 2020 года и о роли образовательных учреждений в воспитании бытовой культуры и здорового образа жизни среди молодежи. На самом же деле вопросы взаимосвязаны как причина и следствие. Если мы хотим представить будущее страны, региона, достаточно посмотреть на нынешнюю молодежь.

Зоны риска

По сообщению министра экономического развития и торговли И. Моторина, экономика и социальная сфера республики развиваются вполне успешно. Выше среднероссийских темпы прироста в промышленности, инвестициях, товарообороте, увеличении заработной платы как за прошлый год, так и за восемь месяцев нынешнего. Правда, есть проблемы с обеспеченностью жильем в расчете на человека.
Министр назвал факторы, угрожающие дальнейшему успешному движению, – усиление глобальной конкуренции, зависимость от российской и мировой конъюнктуры и, конечно, разразившийся финансовый кризис. Он уже дал о себе знать на местном строительном рынке – заметно упали продажи жилья, опасения вызывает ипотечное кредитование.
В отдельных промышленных сферах при общем благополучии надо бы проанализировать, кто не дает работать лучше, заметил член совета Э. Аблякимов. Что будет, например, с легкой и лесоперерабатывающей отраслями, толком так и не вставшими на ноги? Их пытаются поднять, по выражению руководителя Чувашстата Ю. Маркова, в основном «советским» способом – в смысле создания отраслевых советов, проку от которых пока не видно.
Осложнилась ситуация и на водочном рынке – на мариинско-посадском заводе прекратился выпуск спирта, в то время как сельхозпредприятиям некуда девать зерно. Оказывается, тут «озорует» Росспиртпром, куда входит завод, – ему выгоднее завозить спирт из других регионов.
Дискуссия на алкогольную тему продолжалась долго – водка, видимо, по-прежнему остается у нас стратегическим продуктом. Председатель совета, советник Президента республики В. Кузнецов был даже вынужден мягко прервать обсуждение, чтобы оставить время для вопроса о воспитании культуры. Завотделом искусствоведения – главный научный сотрудник Чувашского института гуманитарных наук М. Кондратьев так и начал свой доклад: поговорили о том, как увеличить производство спиртного, теперь давайте о том, как сократить его употребление.

Без монументальности – уездная ментальность

Республике, кроме человеческого потенциала, ставить не на что – известная истина. А этот потенциал надо постоянно улучшать, в том числе в культурно-оздоровительном направлении, отметил докладчик. У молодежи отсутствует мода на здоровье, и отдыхать она предпочитает пассивно. «Приди в любой вуз и увидишь красивых девушек, затягивающихся сигаретой, – картина ужасная во всех отношениях, – сказал В. Кузнецов. – А загляните в парк на остановке «Студгородок» или в сквер рядом с оперным театром – идет массовая пивная пьянка».
В итоге – ни здоровья, ни воспитания. Культурные навыки у некоторых почти примитивные, в особенности у студентов – недавних сельчан. Иные даже унитазами не умеют пользоваться. Могут сказать, ребята приехали в город вообще-то за тем, чтобы получить профессию, а не за бытовым ликбезом. Но город, в первую очередь учебные заведения, должен приобщить и к цивилизации. Нянек в студенческих общагах нет. Пробел отчасти восполняется усиленным курсом основ безопасности жизнедеятельности и физкультурными занятиями, что, однако, мало отвлекает студентов от пивной бутылки.
Правда, есть вузы с заметными спортивными достижениями, в частности Чувашская сельхозакадемия, о чем поведал ректор Н. Кириллов. Но речь должна идти о «серийном» оздоровительном процессе, к чему, впрочем, в академии стремятся. По словам ректора, есть намерение построить целый физкультурно-оздоровительный комплекс.
Приобщать к культуре, по мнению М. Кондратьева, должен и внешний облик города, а нашей столице не хватает монументальности, как в Казани или Нижнем Новгороде. Отсюда у чебоксарцев якобы все еще уездная ментальность. Фасад вуза и внутренний интерьер и вправду могут повысить самооценку студента – не зря есть изречение о храме науки. Что же касается монументальности в целом, то в городе появляются и огромные современные офисные центры, и жилые дома «крупногабаритной» архитектуры – на том же Московском проспекте, где находится ЧГУ. Не монументальны ли Национальный банк, новое правительственное здание или новые торговые центры? И разве есть некий порог монументальности, гарантирующий необратимое повышение общей культуры? Как же тогда быть с иным сельским учителем, в разы более культурным любого горожанина…
Чувашия – традиционно крестьянский край, испытывающий трудности в процессе урбанизации, заметил докладчик. Большинство новых жителей городов – горожане в первом поколении, отсюда и нестабильность качества городской культуры, «сохраняются многие из привычек родительского, т.е. деревенского домашнего быта». Да, сельские ребята не в полной мере владеют навыками городского быта. Но разве в деревенских семьях царят только дурные привычки, поголовно сморкаются на пол и неделями не моют посуду? Это далеко не так.
И вообще стоит ли противопоставлять деревенскую бытовую и нравственную культуру городской, снова семимильными шагами стремясь к стиранию граней между городом и деревней. Научиться пользоваться ватерклозетом деревенскому парню несложно в отличие от привычки уважительно относиться к старшим и не хамить на каждом шагу. Тут и многие городские студенты, выросшие в цивилизованных квартирах, дадут незавидную фору деревенским. И как тогда быть со знаменитой «волковской» этнопедагогикой, действующей стократ эффективнее заумных педагогических теорий, рождающихся в чиновничьих недрах? А ведь этнопедагогика зиждется именно на сельских воспитательных традициях.
Да и сожалеть о том, что городское население прирастает не так быстро, как хотелось бы, тоже вряд ли есть необходимость, если мы ведем речь об успешном будущем республики. Ведь отток сельского населения стал серьезной экономической проблемой в ряде районов республики. И на селе сейчас можно жить вполне по-городскому и даже лучше, в том числе и в плане бытовой культуры. Десятки тысяч сельчан уже так и живут.
Человек с высокой культурой – субъект стратегический. Вряд ли кто встречал пьющего, дебоширящего станочника-аса либо эрудированного менеджера, позволяющего себе оскорбить женщину, плюнуть на остановке, приложиться к пивной бутылке где придется.
Лично я не встречал и преуспевающих сельских фермеров с малокультурными склонностями. Да, образованности и эрудиции у некоторых не в избытке, не блещут они изысканностью манер. Но с элементарными культурными навыками общения с людьми, уважительного к ним отношения, с нормами поведения в обществе у них все в порядке – с рождения усвоены. Вот за такими людьми и наше успешное будущее, наша стратегия.

Опубликовано: 2 октября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.