Маха Зейнедине Ариди специально приехала в Чебоксары из Ливана для посвящения в академики. В члены Академии художеств мира «Новая эра» ее принимал чебоксарский художник и давно уже гражданин мира Анатолий Силов, президент этой академии. С гостьей знакомилась Рита Кириллова.
«СЧ» не раз писала об этой организации, основанной в конце 2007 года и собравшей под своей крышей 45 живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников и дизайнеров из России, Азербайджана, Турции, Китая и Болгарии. Вот теперь в этом сообществе появилась живописец и монументалист из арабского мира. В чебоксарской мастерской Анатолия Силова ей торжественно вручены лента и мантия академика.
Крыша у академии не виртуальная, это вполне реальный дом и участок земли в Хорватии, свои представительства «Новая эра» открыла также в Азербайджане и Китае. По словам президента «Эры», в члены этой общественной некоммерческой организации принимают лучших из лучших. Правда, лимит для российских претендентов уже исчерпан, их в «Новой эре» ровно 20. А вот для других стран членство еще открыто. Чувашии, конечно, сделана фора. Из 20 членов «НЭ» четверо художников – из нашей республики: кроме самого Силова в число таких избранных входят специалист по вышивке Татьяна Петрова, скульптор Владимир Нагорнов и живописец Георгий Фомиряков.
Как рассказывает Анатолий Силов, «Новая эра» призвана объединить самых разных художников и помочь им наладить творческие связи. В ее рядах, к слову, председатели многих региональных творческих союзов, в том числе и Первопрестольной, а также достигшие всех других мыслимых званий мэтры. Немудрено, что заказов и выставок у академиков хватает, вершиной можно считать проект по созданию портретов королей и президентов всех стран и народов, что уже набирает обороты. Анатолий Силов рассказал по секрету, что членом «НЭ» изъявил желание стать король Таиланда, не пренебрегающий художествами.
Маха Зейнедине Ариди королей пока что не пишет. Ее полотна наполнены теплом и красками страны в горах, расположенной между Сирией и Израилем, которая когда-то была «Ближневосточной Швейцарией», а теперь много лет пытается восстановиться после многолетней гражданской войны и по-прежнему переживает трудные времена. А еще она делает весьма трудоемкие мозаики из камня, которые не по плечу и многим художникам-мужчинам. Это прямой, то есть ручной, набор на огромной поверхности по собственным эскизам, которые вобрали традиции и современное видение. Она долго изучала древние тысячелетние мозаики и создает такие же, практически вечные панно, шлифуя каменные пластинки разного цвета и фактуры, от туфа до мрамора.
Маха сама решила учиться на художника, хотя семья остается для нее главным в жизни, она мама двух сыновей. Муж не препятствовал, но сказал при этом, что ездить на занятия через горы она будет сама. И она выучилась водить авто. Маха рассказывает, что в Ливане люди давно не ждут милости от кого бы то ни было, особенно от государства. Приходится во всем полагаться лишь на себя. Такова сегодня реальность. Она и свои выставки проводит большей частью с помощью одной из соцсетей, где у нее больше тысячи друзей по всему миру.
– Интернет делает меня независимой от всех министерств вместе взятых, – признается она. – Сегодня личная страница в соцсети способна заменить портфолио, а новые работы, которые ты можешь выложить на страницу, сразу же увидят в любом уголке планеты.
В принципе подобным образом она и с А. Силовым познакомилась. Вспоминает, что когда увидела на сайте «Новой эры» колоритную фигуру чувашского художника, сразу подумала, что все, что он задумал, у него должно получиться.
Коллеги по цеху
Владимир НАГОРНОВ
заслуженный художник Башкортостана, Чувашии, России
Я очень рад, что познакомиться с Чувашией приехала Маха Зейнедине Ариди. Судьба свела нас в Ливане, когда я ездил туда с друзьями с целью познакомиться с уникальной культурой друзов.
Не пропустил я тогда и такое важное мероприятие, как международный симпозиум скульпторов близ города Байсура. Туда я попал в качестве наблюдателя и изучал механизм проведения подобных встреч. Признаюсь, Ливан ошеломил. Наверное, еще и потому, что телевизионные картинки новостей сформировали у меня, как и у многих моих соотечественников, определенные стереотипы, которые мало соответствовали действительности. Все оказалось куда сложнее, ярче и объемнее. И совсем не похоже на то, что я видел в Египте, Тунисе, Турции, Арабских Эмиратах. Изумительной красоты ландшафты, гостеприимные люди, неожиданное переплетение множества культур и, главное, трепетное отношение к искусству и одновременно довольно смелые культурные эксперименты. Здесь всю жизнь переплетались различные культуры. В наши дни в стране уживаются 17 конфессий, каждая из которых имеет свои культовые здания.
И именно в Ливане проходил тот праздник творчества, который мне так хочется устроить в Чувашии. Скульпторы трудятся целый месяц. В это время вдоль городских дорог стоят сотни скульптур самого разного толка. Это и декоративные изваяния, и парковые, и абстрактные, и довольно натуралистичные. Наиболее интересные скульптуры и монументы затем остаются в городе. Условия для художников стандартные: приглашающая сторона оплачивает приезд, питание, жилье, предусмотрено и вознаграждение за саму работу. Такая поддержка искусства сразу ставит город в ряд высокоцивилизованных.