В служебных апартаментах уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова в скором времени появится картина с чувашской вышивкой.
Во время визита омбудсмена в чебоксарскую коррекционную школу № 2 эту картину в рамке ему вручила пятиклассница Марина Родионова. Поблагодарив, Астахов тут же попросил ручку, чтобы записать на обороте имя-фамилию автора. А затем поинтересовался, что означают вышитые на холсте ковши. И услышав, что символизируют они успех и благополучие во всех делах, пообещал: по возвращении в Москву он повесит картину в своем рабочем кабинете.
– Марина у нас большая мастерица, она и бисером замечательно вышивает, – нахваливала школьницу учительница М. Горчихина. Мечтала она показать Астахову и другие работы ребят: герб из пшена, например, или слепленных из скорлупы далматинцев. Но в школьную мастерскую омбудсмен, заглянуть, увы, не успел.
В целом же к детскому творчеству Павел Алексеевич проявил самый искренний интерес. В центре дистанционного обучения при коррекционной школе сам прошел по стендам с ребячьими поделками, выбрал картинку: «Можно, я вот эту, самую красивую бабочку возьму?»
В детском реабилитационном центре на проспекте Мира точно так же приглядел и попросил в подарок вышитое бисером сердечко. Чуть позднее сотрудники центра вручили Астахову заранее приготовленный презент, картину «Ангел, охраняющий колыбель». Уполномоченный был очень растроган, узнав историю этой работы: бывший воспитанник центра, у которого отказали руки и ноги, рисовал ангела, зажав кисточку в зубах.
Сбор детских поделок для Астахова – дело, в общем-то, обычное: из всех регионов, где уполномоченный бывает с проверками, он обязательно привозит рисунки и вышивки ребят. И у нас тоже набрал немалую коллекцию. А в Чебоксарском детдоме среди прочих детских работ Астахову подарили новогодние открытки с кружевными снежинками. И тут же получили от омбудсмена бизнес-совет. «Надо делать такие открытки на заказ, – заявил он. – Это же уникальная ручная работа. Дайте объявление в газету, заказы, думаю, у вас будут»
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ АСТАХОВА
Среди предков Павла Алексеевича немало людей с интересными судьбами. Прадед Астахова – казацкий атаман, стал прототипом одного из героев «Тихого Дона». Дед работал в ЧК с Менжинским. Отец был крупным чиновником в полиграфии, мама – педагог. По словам Астахова, к старости его мама стала очень набожным человеком и сейчас живет в монастыре в Украине.
Отслужив после школы на советскофинской границе, Павел пошел по стопам деда – поступил в Высшую школу КГБ. «Это был особый факультет, контрразведывательный, его все называли блатным, – вспоминает он. – У нас, например, учились сын министра внутренних дел Эстонии, сын председателя КГБ Азербайджана». Будучи студентом, Астахов выучил шведский язык (кроме него он владеет испанским, французским, английским). Но стать контрразведчиком ему не удалось – окончание учебы пришлось на 1991 год, и Астахов сразу уволился из органов. Увольнение произошло чуть ли не в один день с Владимиром Путиным, и об этом факте Павел Алексеевич не раз вспоминал в своих интервью.
В 1995 году Астахов был адвокатом Валентины Соловьевой, основательницы финансовой пирамиды «Властилина». В 20002001 годах защищал интересы главы холдинга «МедиаМост» Владимира Гусинского. Также среди клиентов Астахова были семья нобелевского лауреата Льва Ландау, эксмэр Москвы Юрий Лужков, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, бывший полковник Юрий Буданов, Елена Образцова, Георгий Жженов, Кристина Орбакайте, Филипп Киркоров…
Свою работу в суде Астахов часто сравнивал с занятиями каратэ: «Во время тренировок я теряю от 2 до 3 кг. В суде то же самое, 2 кг — это минимум». Кроме адвокатуры он успевал заниматься и писательской работой, издал не один десяток книг, от сугубо юридических справочников до детективных романов. Такую работоспособность сам Астахов объяснял экономией на сне: «Когда бывает много дел, то по 40 минут сплю. Если есть необходимость, могу и трое суток обходиться без сна. И выдерживаю».
В 20002001 годах защищал интересы главы холдинга «МедиаМост» Владимира Гусинского. — опечатка там у вас.
Молодец, что можно сказать.