Виктор БОНДАРЕВ: С модернизацией клубов лучше не затягивать

_dsc01881Республиканский дом народного творчества в этом году отмечает свое 75-летие. Он был образован 31 мая 1936 года буквально вслед за управлением по делам искусств при Совнаркоме Чувашской Республики. Понятно, что с самого начала это было идеологическое учреждение: стали создаваться избы-читальни, сельские клубы, которых здесь раньше никогда не было, агитбригады. Затем все кардинально поменялось. Однако тяга людей к творчеству – величина постоянная. Об этом беседа с директором РДНТ Виктором Бондаревым.
– Виктор Сергеевич, вы какой по счету директор Дома народного творчества?
– За 75 лет девятый. Хотя я уже второй раз здесь директорствую. Так что получается – восьмой.
– Нечасто менялись директора.
– А директорами здесь были очень известные люди. Например, композитор Григорий Лесков. Или Василий Ржанов. Он был начальником управления по делам искусств, но когда понял, что нужно срочно поддержать сельскую самодеятельность, ушел в Дом народного творчества, ездил по деревням, создавал первые сельские клубы. А еще Тимофей Фандеев, Анатолий Михайлов, Василий Чернов, Людмила Никитина, Альберт Сергеев. В 30-е годы, когда пришел Ржанов, он организовал первые музыкальные олимпиады. Был клуб – не было клуба, а люди в деревнях собирались и пели. В 1953 году под руководством ДНТ был проведен первый республиканский фестиваль-праздник Акатуй. Именно после этого возникли различные смотры и конкурсы. Стали развиваться театры.
– Влияло на развитие самодеятельного театра то, что в республике появились свои профессиональные артисты?
– Чувашская драма вызывала колоссальный интерес, профессиональные актеры выезжали на гастроли на лошадях, их встречали как родных. И всем хотелось иметь свой театр. Можно сказать, что колхозные театры работали почти как профессиональные, ведь любителям за репетиции и спектакли записывали трудодни. Первой знаменитостью стал Батыревский колхозный театр, который по окончании музучилища возглавил композитор Никита Чернышев.
– Но для создания кружков и театров нужны были специалисты.
– Конечно, в 60-е и 70-е годы начался расцвет народного творчества, в первую очередь сельской культуры. И проводилась масса всероссийских и всесоюзных смотров, конкурсов и фестивалей. Это побуждало ДНТ проводить секционные мероприятия по жанрам и направлениям. Поэтому появились методисты по танцам, по хорам, по самодеятельным театрам, оркестрам и т.д. Ведь одной из основных задач была методическая и просвещенская работа, первым делом среди работников клубов.
– Тогда к этой работе допускали людей лишь со специальным образованием?
– Ну что вы! Специалистов всегда не хватало. Даже на сегодня «культурный» диплом у нас имеют около 1400 человек, 639 из которых учились в вузах. То есть 24% работают без образования.
– Но сейчас эта пропасть преодолевается?
– Благодаря нашему институту культуры и искусств. Но очень медленно. За десять лет число вузовцев среди клубных работников возросло лишь на 12 процентов, число образованных на этой ниве – вообще лишь на 14, с 62 до 76%. В среднем в год мы получаем для клубов 18 человек. С нашими нуждами такими темпами мы будем заполнять вакуум еще 24 года.
– Но вы же еще проводите семинары для работников культуры.
– Да, причем каждый методист выстраивает свою учебу на базе наших ведущих коллективов. Например, занятия проводит руководитель государственного ансамбля песни и танца Юрий Васильев. По танцам и Анатолий Музыкантов, «Сувар», всегда поможет. Если нужны занятия по фольклору – ведем в «Уяв» к Зинаиде Козловой. Есть программы по каждому жанру. По театру всегда примут в ТЮЗе. Вот недавно издали прекрасный сборник методиста Л. Поповой, где расписаны все движения вплоть до того, как держать в танце руки и какую выбрать музыку.
– Кто занимается изданием многочисленных методик и сборников?
– Они не так уж и многочисленны, ровно столько, сколько требуется. Занимается этим Минкультуры республики. Оно же через Национальную библиотеку распространяет это в районах. Мы лишь обосновываем нашу просьбу о том или ином издании, предварительно изучив потребность и подготовив соответствующий методический материал.
– Но энтузиазм, который когда-то был у людей по поводу народного творчества, давно уже перестал бить ключом. У людей появились ТВ, компьютеры.
– В советские времена был такой момент – нельзя было понижать показатели участников. Когда на фестивали или Акатуи приезжало по 100-300 человек из каждого района, то получалось, что в празднике участвуют сотни тысяч человек. По статотчетам получалось, что по республике поют и пляшут 200-300 тысяч. И в конце 80-х годов в клубной системе во всей стране, не сговариваясь, решили выяснить, сколько же все-таки на самом деле у нас участников самодеятельности. По Чувашии эта цифра оказалась 83 тысячи человек. И стало понятно, что на селе, например, число участников самодеятельности составляет 6-7% от всего населения. Цифра закреплена. И мы ее поддерживаем.
– Каким образом?
– Контролируем ситуацию. Как только какой-то жанр начинает хромать, мы быстро обращаем внимание на учебу по этому жанру. А на следующий год объявляем фестиваль, смотр этого жанра. Раз объявлен смотр, все подтягиваются.
– Как Дом народного творчества связан с модернизацией клубов? Или это не ваша проблема?
– Это наша основная проблема. И именно мы даем предложения по модернизации, все они приняты в Минкультуры. И даже взято за основу то, что каждая центральная усадьба поселения должна иметь модернизированный клуб. Это значит, что во всех 300 поселениях должен быть капитально отремонтированный и оборудованный очаг культуры.
– Вы сказали, что надо 20 лет, чтобы обеспечить сельскую культуру кадрами. А сколько понадобится времени, чтобы модернизировать клубы в каждой усадьбе?
– На сегодня в республике 48 модернизированных клубов. В год оборудовали по 10-11. В этом году лишь два. На следующий год опять запланировали 10. Но на встрече с главой отрасли в правительстве было подчеркнуто, что незачем растягивать дело на годы. Иначе, закончив модернизацию, надо будет сразу начинать все сначала, техника имеет свойство устаревать.
– Чувашию к тому же часто и воспринимают через наши народные коллективы.
– Наша самодеятельность всегда много гастролировала. Уже в 1965 году на I Всероссийском фестивале самодеятельного творчества Цивиль­ский хореографический ансамбль выступал в Кремлев­ском Дворце съездов. Через год там же электроаппаратчики показали танец «Линька-Линька», который имел громадный успех. В Кремле выступали Шаймурзинский и Байдеряковский народные хоры, шумерлинские коллективы.
– За рубежом нет подобных Домов народного творчества?
– Есть. Хотя система, конечно, другая. Но теперь мы во многом приходим к общему. ЮНЕСКО рассматривает народное творчество как нематериальное культурное наследие. Наверное, это правильно.

Опубликовано: 14 декабря 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.