Лазеек для коррупции быть не должно

_2008-09-25-03Противодействовать коррупции в современных условиях, когда на помощь недобросовестным людям приходят техника, современные технологии, очень сложно. Но необходимо. Что является основным стержнем антикоррупционной политики в Чувашии? На эту тему мы беседовали с руководителем Минюста республики Надеждой Прокопьевой.
– Президент России Дмитрий Медведев обозначил борьбу с коррупцией как принципиальную задачу. Позиция главы Чувашии Михаила Игнатьева в этом плане тоже жесткая, – напомнила Надежда Викторовна. – В посланиях Госсовету республики он отметил, что «чиновник, приватизирующий государственные полномочия в угоду собственному карману, должен быть не просто наказан по закону, он должен быть подвергнут публичному позору». И обратил внимание на необходимость «неукоснительного соблюдения законов чиновниками всех уровней власти». Приоритетными направлениями реализации антикоррупционной политики в Чувашии остаются: предупреждение этого социального зла и всесторонняя борьба с ним, минимизация последствий коррупционных правонарушений в органах госвласти и местного самоуправления (в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям), их информационная открытость и прозрачность деятельности.
– И что для этого делается? В каких направлениях ведется антикоррупционная профилактика?
– Для начала отмечу, что Чувашия занимает первое место в Приволжском федеральном округе по числу нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции. Причем все законодательные документы подвергаются антикоррупционной экспертизе. При Президенте Чувашии создан Координационный совет по противодействию этому социальному злу, этой же задаче служит и Координационное совещание при М. Игнатьеве по обеспечению правопорядка в республике. Образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утверждены перечни конкретных должностей, при назначении на которые граждане обязаны представить сведения о своих доходах и имущественном положении, а также аналогичные сведения на своих родственников.
– Представляют?
– Если эти требования игнорируются или представляются недостоверные сведения, проводятся служебные проверки, по результатам которых к нарушителям применяются различные меры воздействия, от дисциплинарного взыскания до увольнения. В ходе проверок прокуратурой республики законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, противодействии коррупции за 9 месяцев этого года выявлено 2294 нарушения, по результатам рассмотрения прокурорских представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 624 должностных лица, к административной ответственности – 94.

За 9 месяцев 2011 года правоохранительными органами в суд направлено 109 уголовных дел по фактам коррупции: 35 лиц уличены в мошенничестве, 32 – в присвоении или растрате, 17­ти вменяется злоупотребление должностными полномочиями или их превышение, 14 лицам инкриминируется получение взятки, 18­ти – дача взятки.

– Антикоррупционное законодательство требует не допускать в органах власти «конфликта интересов». Поясните нашим читателям, о чем вообще речь?
– Для примера. По данным прокуратуры республики, в Порецком районе победителем конкурсного отбора бизнес-проектов для оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства признана организация, руководителем и одним из учредителей которой являлся родственник председателя конкурсной комиссии с правом решающего голоса. Это и есть возникший конфликт интересов – родственный. А чтобы не допустить этого, председатель был обязан в письменной форме уведомить главу администрации о факте участия своего родственника в конкурсе. Но в нарушение закона о коррупции не сделал этого. Рассмотрев представление прокурора об устранении нарушений, районная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов предложила привлечь виновного к дисциплинарной ответственности. Что и было сделано.
– Нередко слышишь, что распространению коррупционных проявлений способствует несовершенство законодательства. Ваше мнение?
– В какой-то степени об этом можно говорить, но только в части несовершенства тех или иных нормативных правовых актов, но не законодательства в целом. К тому же, как я отметила, в Чувашии проводится антикоррупционная экспертиза как разрабатываемых, так и принятых местных нормативных правовых актов. И проводят ее все органы исполнительной власти, включая как непосредственных разработчиков проектов, так и Минюст республики, прокуратуру, Управление Минюста РФ по Чувашии.
– Насколько эффективна экспертиза?
– Проведение антикоррупционной экспертизы документов – достаточно новое и сложное направление. И, на мой взгляд, пока что она больше заключается в техническом установлении наличия коррупциогенных факторов в документах. Между тем упор необходимо делать на то, как будет работать нормативный правовой акт при его реализации на практике. И будет ли вообще работать, ведь даже самые совершенные с точки зрения юридической техники и содержания законы бесполезны, если они не исполняются. Полагаю, что здесь весьма эффективным механизмом может стать антикоррупционный правоприменительный мониторинг нормативных правовых актов Чувашской Республики и муниципальных. В настоящее время Минюст Чувашии разработал проект постановления Кабинета Министров республики по проведению такого мониторинга.
– А власть интересуется мнением граждан по вопросам коррупции?
– Безусловно. Более того, мнение граждан должно быть определяющим в работе органов власти по противодействию коррупции. С этой целью Минюст Чувашии изучает общественное мнение, проводит ежегодно социологические исследования. Итоги показывают: в целом, пусть и не так быстро, но люди осознают, что коррупция разлагает общество. И при изу-чении правоприменительной практики мы очень рассчитываем на помощь независимых экспертов – неравнодушных граждан. Именно их информация о том, насколько коррупциогенны те или иные положения действующего на практике закона или нормативно-правового акта, будет служить источником изменения этих документов. В них не должно быть норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для возведения административных барьеров в целях вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.
– Кто из граждан особо не приемлет коррупцию?
– Старшее поколение, особенно люди пенсионного возраста. Во многом это связано с сохранением старых ценностных отношений к социальным нормам и с невысоким материальным положением этой категории граждан. Отношение к коррупции как к части нашей жизни более ярко проявляется у работающих граждан. Причем статистика последних трех лет показывает, что более высокие по социальному статусу граждане терпимее относятся к коррупции. То есть можно сказать, что коррупция является привилегией материально обеспеченных слоев населения. Поэтому прививать гражданам нетерпимость к коррупции надо с раннего детства – с садика, со школы. И создавать такие условия для взяточника, коррупционера, чтобы он в результате терял все: работу, имущество, уважение коллег, соседей, друзей, а получал – осуждение со всех сторон и наказание по закону.
Безусловно, нужно повышать авторитет государственной службы, чтобы госслужащие боялись потерять должность и дорожили ею. И, повторюсь, самое главное – над проблемой коррупции нужно работать сообща, включая целенаправленную деятельность всех структур власти: законодательной, исполнительной, судебной, поддержку и содействие со стороны наших граждан.

Опубликовано: 25 ноября 2011 г.
Тэги:
Право


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.