Совсем недавно мы писали, что Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования получил дополнительно 72 квоты, и вот пришло сообщение: до конца года здесь смогут сделать дополнительно еще 520 высокотехнологичных операций. О том, как лечат в нашем центре, беседуем с директором Российского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена Рашидом Тихиловым.
Как только центр получил дополнительные квоты, хирурги сделали две сложнейшие операции на позвоночнике юным жителям нашей республики.
Одной из пролеченных пациентов операция полностью изменит жизнь. Девушка была обречена на постоянные болезни, настолько тяжелый был у нее сколиоз: горб, смещение сердца, невозможность иметь детей. Врачи исправили не просто косметический недостаток, хотя и это немало. Теперь она будет практически здорова, сможет выйти замуж и родить ребенка. Конечно, такой пациент всю жизнь будет благодарен врачам. Но вот вопрос:
– Можно ли по одной, даже самой сложной, операции говорить об уровне лечебного учреждения?
– Сложные оперативные вмешательства, конечно же, являются показателем класса клиники, но я бы во главу угла поставил другое: стабильность результатов. Когда все сто операций делаются на одинаково высоком уровне – вот это класс! А такие центры, как ваш, и были задуманы для массовых операций. Здесь очень важна система.
– Зарубежные врачи хвалят не столько наш центр, оборудование, сколько то, что здесь работают на удивление молодые врачи, которые успели стать высокопрофессиональными хирургами. Почему их так удивляет молодость наших докторов?
– Дело в том, что подготовка врачей у них и у нас разная. Наши хирурги начинают оперировать самостоятельно значительно раньше. С одной стороны, это хорошо, потому что глазомер, твердая рука, выносливость хирургу необходимы. В 35 лет легче отстоять 10часовую операцию, чем в 60. А с другой стороны, необходима преемственность, когда молодой доктор может получить мудрый совет своего более опытного коллеги. Так исторически сложилось, что у вас в центре врачи действительно очень молоды. Но при этом они уже успели наработать опыт, похорошему амбициозны, любят свое дело. Это очень важно. А опыт… передать его нельзя, только путем собственных ошибок и побед. Но при том количестве операций, какое выполняется у вас в центре, он нарабатывается очень быстро.
– То, что центру выделили еще 520 квот, – это показатель хорошей работы или в стране высока необходимость в медицинской помощи именно такого рода?
– Несомненно, показатель хорошей работы. Как выделяются квоты лечебному учреждению? В регионах заполняются листы на конкретное учреждение. Это система обратной связи с регионами, чем лучше клиника работает, тем больше больных сюда едет. А если в клинике плохое отношение к пациентам, хамство, низкая квалификация персонала, то и заявок не будет.
– Рашид Муртузалиевич, «плохое отношение» вы поставили впереди «низкой квалификации» медиков. Почему?
– Да потому, что все упирается в отношение. К пациентам, к делу. В жизни все бывает: и ошибки бывают, пусть нечасто. Но если у врача искреннее, честное, профессиональное отношение к больному, то у него всегда есть готовность исправить ошибку. Если он сам не может этого сделать, он найдет того, кто это сделает. А когда врачу наплевать на больного, то разве он будет постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться?!
– По поводу хороших и плохих врачей. Бытует мнение, что хороший врач голыми руками пациента вылечит, а плохому врачу и томограф не поможет.
– В нашу специальность пришли очень умные технологии, которые строятся на большом количестве современного сложного оборудования. Сейчас мы ставим человеку диагноз благодаря томографу и УЗИ за час. Не нужно его долго обследовать. Другое дело, когда у больного артроз, который виден на обычных рентгеновских снимках, зачем его отправлять на томограф, который стоит дветри тысячи? Да и сами операции без оборудования сделать невозможно, оно, да, дорогое, но и больных ставим на ноги очень быстро. И поэтому, в том числе, у нас на учебу конкурсы. Каждый год к нам приходят молодые врачи. Так что я не совсем согласен с таким утверждением.
Опубликовано: 28 сентября 2011 г.