В нашей республике стоит отъехать недалеко от города, как попадаешь практически в заповедник. Идешь ранним утром по полю, усеянному люцерной и одуванчиками, изпод ног вылетают жаворонки, сверкая белыми перьями хвоста и издавая испуганную трель. Перепела кричат: «Спать пора, спать пора», нет, скорее, «подполоть, подполоть…» А из кустов доносится грозное ворчание: «Чек-чек, чекчек».
Когда я в первый раз услышала эти звуки, очень хотелось узнать, кто же это так «поет». Полезла сквозь сорняки высотой с меня. «Чекчек, чекчек…» – становилось все громче и уверенней. Я увидела птицу с черной полосой через глаз, серой головой и розоватым брюхом. Это явно был самец сорокопутажулана. Он все же испугался меня, отлетел на соседний куст, но продолжал угрожать: защищал свое семейство. Рядом с гнездом висела мышь, наколотая брюхом на заточенную ветку.
Маленький жулан питается насекомыми, лягушками, ящерицами, мышами и мелкими пичугами. Он имеет привычку накалывать добычу на острые ветки и шипы. Жаль только, что в садах сорокопут вреден. Охотится на птичек, не дает им гнездиться, уничтожает птенцов. А ведь трясогузки, малиновки, синички и другие насекомоядные птицы – замечательные санитары садов. Иначе гусеницы оставят нас без урожая.
Зато можно порадоваться жулану вдали от посадок. Песня каждого такого красавца неповторима. Ведь он воспитывается на пении тех птиц, которыми окружен. И если сорокопута окружали хорошие певцы – соловьи, малиновки, жаворонки, то богатство его песни заставит обратить на себя внимание. Говорят, и кваканье лягушки заучивается всеми жуланами, что портит всю картину.
Сорокопут распространен в Чувашии. Среди разнотравья на бывшей плантации хмеля, где сохранились столбы и протянутые провода, удобные в качестве сторожевых пунктов, с которых храбрый жулан высматривает добычу, я видела несколько семейств этих сорокопутов. Жаворонки, желтые трясогузки и серые славки выводили свое потомство по соседству, не обращая особого внимания на маленького хищника. Жизнь птиц такова, что их часто сопровождает риск.
В. КАРПОВА, студентка биофака.