Решила я както прогуляться в березовой роще и вдруг вижу силуэт женщины с птицей на плече. Проходившие мимо мужчины, видя мое изумление, объяснили: «Так вы что, впервые эту женщину видите? Она постоянно во время обеда «выгуливает» здесь свою ворону». Подхожу к дамочке, спрашиваю: так и так, мол, ворона домашняя, что ли? Женщина нехотя, но все же разоткровенничалась. Ведь к вниманию со стороны окружающих она уже привыкшая.
Ворона оказалась грачом по имени Каркуша. А ее хозяйка Ирина Калентьева подобрала раненую птицу по дороге на работу. С тех пор Каркуша всегда при ней. Грачиха пока еще трехмесячный птенец и улетать к своим сородичам не собирается. В первый день Ирина кормила ее кусочками колбасы, а сейчас птица вовсю зажила козырной жизнью и сидит на белковой диете: ест своим еще не окрепшим клювиком творог, мясо. Кормить привереду нужно каждые два часа. По словам орнитологов, к которым обращалась за консультацией Ирина, случай одомашнивания грача не единичный, но распространен весьма редко. Грач – птица вольная, а не домашняя. Хотя имеет очень высокий интеллект и, живя в окружении людей, начинает перенимать повадки хозяина и даже имитировать его речь.
Сейчас Каркуша сопровождает свою хозяйку везде. В Чувашском книжном издательстве коллеги Ирины даже не могут себе представить рабочий день без характерных криков, доносящихся из кабинета художественного редактора. А те, кто прикипел к Каркуше душой, заметив ее отсутствие, спрашивают: «Где наша любимица?»
В гостях сирота крылатая проделывала не менее интересные штучки. Так, Каркуша часто встречалась с двумя жирными котярами, которые даже не пытались поймать и уж тем более съесть птичье отродье, – лишь наблюдали, как пернатая чистит свои крылья, да засыпали. Но теперь разбойница подлетает к ним, каркает и клюется, что уж говорить – сама рвется в бой. А свою хозяйку Ирину будит аж в пять утра. Но в ночное время суток от нее вряд ли можно услышать какой-либо звук – дома дисциплину соблюдает исправно.
В кабинете Каркуша сидит в железной клетке, не отвлекает хозяйку от работы. Разве что в обеденный перерыв. Тогда Ирина помещает ее в коробку и выносит на улицу. Вынимает и усаживает себе на ладонь. Так птица отдыхает вблизи берез, на которых как минимум 10 птичьих гнезд. Наверное, из одного из них она и выпала в тот злосчастный майский день.
Теперь И. Калентьева хочет отпустить ее на волю, но грачиха еще не окрепла. Неизвестно, произойдет ли расставание с хозяйкой, ведь она просто не слезает с ее ладони и привыкла к заботе. Но Ирина Калентьева ратует за то, чтобы вольные птицы жили в своей среде, ведь приютила она ее не намеренно, а по стечению обстоятельств. Если же грачиха не приживется на воле, Ирина оставит Каркушу у себя. Ведь отдавать пернатую в зоопарк по совету орнитологов ей не хочется.
Ж. БАБАЙКИНА.