Не скрывая веры в Бога, стала коммунистом в советское время жительница села Кадикасы Моргаушского района О. Тямина. Многие скажут, что такое в те годы было невозможно. «Но и иначе, видимо, нельзя было: заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации, да беспартийная…» – с улыбкой вспоминает далекое прошлое Ольга Васильевна.
Родилась и выросла Ольга Васильевна в выселках Канаш. Мама ее была глубоко верующей и детей своих учила жить в согласии с божьими заветами. И потому, когда уже в 70-е годы приемщице Катькасинского комплексного приемного пункта настойчиво стали советовать вступить в партию, Тямина подумала: верующую туда не примут. Она не понаслышке знала, как коммунисты относятся к тем, кто «дружит» с религией. Поэтому спокойно пришла на партсобрание и откровенно рассказала о том, что носит на груди крестик, иконы в доме держит, что венчалась и детей своих, всех шестерых, крестила, если еще родятся, то и их будет крестить… А секретарь парторганизации ей в ответ: «Вы, Ольга Васильевна, сейчас показали себя настоящим коммунистом – правду сказали. Такими честными должны быть члены нашей партии». Вот и пришлось Тяминой жить с Богом в душе и против воли с партбилетом в кармане. И такая «дружба» ничуть не мешала, так как «ни коммунисты, ни батюшка меня красть не учили, а трудиться на совесть была приучена еще с детства, да и работу в колхозе в военные и послевоенные годы на детскую и взрослую не делили…»
Что будет работать в сфере обслуживания, девушка из сельской глубинки никогда не думала, мечтала о карьере прокурора. Но родители не одобряли ее помыслы, и пришлось ей выучиться на бухгалтера. Тем не менее Ольга Васильевна уверена, что в жизни все случается так, как должно быть. К примеру, ей в 20 лет против своей воли пришлось выйти замуж – Леониду Тямину, парню из Кадикасов, так понравилась новая бухгалтерша сельского совета, что он не стал терять времени на ухаживания, а просто выкрал ее под новый 1953 год…
«Ни разу о том не пожалела, хотя нравился другой, – говорит сегодня Ольга Васильевна, – муж меня всю жизнь на руках носил, душа в душу прожили с ним 58 лет… Разве не проглядывается в этом воля свыше? Он, Бог, меня всю жизнь ведет».
Односельчане часто восхищались трудолюбием маленькой Оли, девочка смущалась: «Не надо меня зря хвалить…» И однажды мать сказала: «Не надо так говорить, лучше поблагодари Бога и скажи, пусть он поможет тебе всегда быть достойной людской хвалы».
Те слова матери оказались пророческими. Кадикасинский дом бытового обслуживания, куда Тямина устроилась в 1961 году, вскоре стал самым лучшим не только в республике, но и в стране. «Очень хотелось, чтобы сельским жителям жилось так же комфортно, как городским, чтоб они имели возможность шить красивые платья, делать прическу, без проблем отремонтировать телевизор или холодильник…» – все 395 видов услуг, которые оказывал вверенный ей дом быта, Ольга Васильевна помнит и сегодня. А шить дубленки сюда приезжали со всей республики и даже из Чебоксар. Потому и неудивительно, что Кадикасинский дом быта на протяжении нескольких лет считался лучшим в России, а его приемщица и бухгалтер в одном лице удостоилась звания заслуженного работника отрасли.
Особенно памятен Ольге Васильевне 1975 год: «Вызвали в Москву на очередное чествование, спрашивают, слабо ли вызвать на соцсоревнование Дом быта из Ярославля. Я согласилась, но потребовала, чтоб меня туда свозили – надо же посмотреть, в каких условиях там работают». А условия оказались далеко не равными: там кругом асфальт, в собственности дома быта – две автомашины, в Кадикасах же без резиновых сапог весной и осенью жизни себе не представляли, да и дом быта ютился в старом деревянном здании. «Будет до нашей деревни асфальтированная дорога, тогда и Ярославль будет у меня в кулаке», – заявила после увиденного Тямина. И что же, пошли ей навстречу: с федеральной автодороги М-7 протянули до Кадикасов дорогу, а позже Москва помогла и со строительством кирпичного здания дома быта. Кстати, то соцсоревнование Ольга Васильевна выиграла, выполнив пятилетний план за 3 года.
«Такой у нашей Ольги Васильевны характер, за что ни возьмется, все получается», – говорят про нее в районе. «Да даже на пенсии (вышла в 1983 году) не удается жить только для себя, – улыбается председатель совета ветеранов поселения (это только одна из нескольких общественных «должностей» Тяминой). – В первый же вечер так называемого заслуженного отдыха односельчане пришли с просьбой возглавить инициативную группу по проведению газа…» Согласилась, и поехало… Пришлось заниматься и водопроводом, и асфальтированием улиц в деревне, и даже ремонтом церкви в соседних Сятракасах. Результатом такой деятельности довольны не только сельчане, но и сама Ольга Васильевна: «Нельзя останавливаться в жизни, чем больше двигаешься, работаешь, тем больше энергии и сил дает Бог. Я ведь еще «молодая», по паспорту мне всего 78 лет…» Так шутить у Тяминой есть нешуточный повод. Оказывается, родилась она в июле 1931 года, но сгорело здание сельского совета, а когда его отстроили и совет приступил к своим обязанностям, отец год рождения Оли назвал 1933-й: пусть дочка всегда будет моложе своих лет…