Передвижники снова пошли в народ

В театре про качественный отбор обычно говорят, что с таким кастингом можно сделать многое. А для выставки отбор и есть то многое, что уже сделано.

Почти месяц в залах Центра современного искусства ЧГХМ работала выставка, любезно предоставленная объединением «Товарищество передвижных художественных выставок. ХХI век. Санкт-Петербург», многие работы которой можно отнести к академически образцовым, но не потерявшим при этом живого дыхания. Не столь частое сочетание.

Объединение и было создано с целью возрождения и развития лучших традиций русского искусства. В многочисленных выставках товарищества участвуют авторы, прошедшие самую высокую школу. Будь то «Репинка», «Мухинка», «Строгановка» или Петровская академия наук и искусств. Выставочный принцип таков, что выставок может быть сразу несколько. И они могут одновременно проходить в разных городах, музеях и галереях, театрах и даже на круизных лайнерах. При таком подходе они весьма разнообразны. Но судя по выставке, попавшей в Чебоксары, опыт и мастерство здесь действительно ставятся во главу угла.

К нам передвижники привозили около 90 работ. В основном это была живопись, но и графика, и скульптура тоже присутствовали. Причем, среди скульптур, наконец, посчастливилось увидеть работы Александра Молева. Уникальная «молевская» техника, при которой дерево обивается разноцветными металлическими пластинами, создает удивительный эффект тепла, мечтательности и великодушия, какого-то русского дон-кихотства. Хотя, как оказалось, на ноу-хау (как это часто и бывает) Молева натолкнуло банальное отсутствие средств на отливку работ. Другие скульп-туры тоже не претендуют на большие масштабы, они хороши, мастеровиты, но будто вынесены на свет из музейных фондов.

Мысль о музейных фондах могла не раз посетить вас на этой выставке. Акварели Дмитрия Скубака «Время года на Камчатке», «Волк» Василия Шевчука или тихий интерьер на картине Натальи Туруновской «Родительский дом» трудно отнести к сегодняшним дням. Но суть в том, что это все же они и есть. Просто мы уже перестали видеть всю эту глубину жизни вокруг себя.

Впрочем, и в этом строгом отборе не обошлось без конъюнктуры «базовых ценностей» и исторического гламура. То священник задумчиво кормит голубей под солнышком, то народ прощается с красиво умирающим Александром Невским, то Воронцовский дворец манит золотыми залами, то русалка или темпераментная девушка в стиле а ля рюс красуются на полстены.

Хотя, конечно, дело и тут не в самом выборе темы, а в ее исполнении. Уж сколько, казалось бы, мы видели восточных двориков или, наоборот, русских баб с коровами, а вот мастерски прирученная экспрессия Василия Дмитриева на картинах «Домой» и «Крестьянский дворик. Шамбэй» снова заставляют радоваться всему этому теплу и силе жизни. Или сравнить сугубо исторические пассажи Александра Чагадаева и Василия Братанюка. Первый старательно выписывает солдатский Кавказ ермоловского периода словно сувенир на память о юге, чем просто ставит в тупик – для чего это вообще сделано? Другой так пишет «Визит цесаревича Алексея Николаевича на корабль», что в первые секунды начинаешь перебирать в памяти современников такого визита: кто мог там оказаться в этот момент? Настолько живая эта картина. Его же балетная серия просто роскошна. Не в смысле декора, того, наоборот – по минимуму, а добываемой неимоверными усилиями легкой энергии красоты. Мало того, что этой темой в России вообще мало кто занимался и занимается, так автор еще академическую продуманность умудряется соединять с трепетом музыкальных шагов и легких взмахов. Такие картины просто обязаны находиться в красных углах театров и галерей. К сожалению, в этом смысле выставка передвижников прошла для нас без последствий.

Опубликовано: 13 июля 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.