Кто кого переупрямит

От Ванечки мама отказалась еще в роддоме. Она так и не узнала, что когда ребенок немного подрос, у него проявился детский церебральный паралич. Ручки его оказались крепко прижаты к телу, а ножки перекрещены так, что он не мог ни ползать, ни сидеть. Почти до пяти лет малыш только лежал: сил двигаться у него не было, да и спазмированные мышцы не давали ему этого делать.
Как ни странно, мальчик, оставшийся без движения, научился разговаривать и сохранил интеллект. У него умные красивые глаза, в которых затаилась грустинка. Несмотря на тяжелейший недуг, он любимец в детском доме. Может быть, поэтому, когда специалисты детдома узнали, что ему можно сделать операцию, его тут же привезли в Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования.
Операция была невероятно сложной, после нее ручки малыша начали двигаться, ножки встали ровно.
Доктор И. Григорьев рассказывает, что каждая такая операция уникальна. Одни мышцы преобладают над другими, и баланс, благодаря которому человек двигает руками и ногами, нарушен. Врачи пытаются добиться баланса, удлинняя или укорачивая сухожилия и даже меняя мышцы местами: сгибатели пересаживают туда, где слишком сильны разгибатели, или наоборот. В результате объем движения становится больше, спастика – меньше. Часто врачам центра приходится делать реконструкцию тазобедренных суставов, чтобы улучшить осанку, выпрямить маленького человечка. И тогда он сможет начать ходить. Вставляют импланты в ступни, чтобы он мог стать на ножки всей ступней, у деток нередко они как бы вывернуты. Но самая сложная операция не поможет, если в мозге не будет правильных ассоциативных связей. А добиться этого можно только упорными тренировками.
Обычно такие ребятишки реабилитацию проходят под присмотром родителей, которые либо прикладывают все силы, физические, эмоциональные, чтобы чадо выздоровело, либо занимаются своими делами, потому что забота о ребенке – невероятно тяжелый труд, не у всех хватает сил на него. Реабилитацией Ванечки занимались медики, потому что больше было некому.

…После подобных операций случается чудо только в одном случае: безнадежно больные дети становятся практически здоровыми, если у их родителей хватает понимания и терпения заниматься с ними.

После операции его перевели в Центр восстановительной медицины при Республиканской детской клинической больнице. Ежедневно малышу делали массаж, учили сидеть, потом стоять и, наконец, ходить. Каждая его минута была наполнена тяжелейшей работой. И ребенок, словно понимая, что это единственный шанс вырасти полноценным, почти не капризничал. Он вставал на плохо еще держащие ножки, брал специальную каталку и ходил по коридорам центра, тренируя тело, терпел, занимался пальчиковой гимнастикой, учился самостоятельно есть, пить: ведь изза болезни он не умел делать элементарных вещей. Все, кто был рядом, поражались его целеустремленности: не всякий взрослый так упорно стремился встать на ноги. Доктора не устают удивляться детской способности восстанавливаться: в тяжелейших случаях ребятишки, казалось бы, навсегда отставшие от ровесников, умудряются догонять их, как только появляются для этого условия. Почувствовав, что у них чтото начинает получаться, малыши сами стараются добиться еще большего результата.
Александр Кириллов, главный педиатр республики, на опыте десятка прооперированных ребятишек убедился, что после подобных операций случается чудо только в одном случае: безнадежно больные дети становятся практически здоровыми, если у их родителей хватает понимания и терпения заниматься с ними. Вот только взрослые далеко не всегда понимают, как много зависит от них и как важно не упустить время, отпущенное на выздоровление. Ребенку больно и трудно разрабатывать застывшие суставы и атрофированные мышцы, ему проще вести привычный образ жизни, в полной зависимости от родителей и их внимания. И если у мамы или папы не хватает сил, сухожилия вновь укорачиваются, ручки и ножки опять возвращаются в привычное неправильное положение, мышцы «застывают». Результаты операции сводятся на нет.
В детдоме занятия проводятся по расписанию: полагается Ване тридцать минут ходить – ребенок ходит, нужно делать упражнения – малыш их делает. Может быть, немного формально в отличие от домашнего ухода, без маминых причитаний и похвал, зато гарантированно регулярно. Родители могут быть заняты посадкой или сбором картошки, еще какимито делами, и решение проблем малыша откладывается на «потом». Кажется, что ничего не случится за месяцдва. А «потом» бывает поздно – время упущено, потому что дорог каждый час: малыши растут очень быстро, и ассоциативные связи мышц с мозгом без занятий возникают не те, какие нужны. Результатом этого становятся недоразвитые суставы, изменения в позвоночнике, прогрессирующая болезнь.
Сейчас здоровье маленького некогда грустного Ванечки не внушает опасений – он растет самостоятельным, конечно, отличается от сверстников, но чем дальше, тем меньше будет отставать от них в развитии.
Что означает здоровье для конкретного человека, объяснять не надо. Для государства здоровый гражданин – это тоже выгодно: за ним не нужен уход, он сам себя обслуживает, он может работать, создать семью и быть счастливым.
Все зависит оттого, кто кого переупрямит: болезнь человека или он ее. Шансы выйти в победители у пациентов велики, но ими надо воспользоваться. Врачи Федерального центра расчищают дорогу к победе, но пройти ее нужно самим.

Опубликовано: 18 июня 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.