«При проведении электросварочных работ на основном резервуаре загорелся мазут. Пламя охватило все зеркало резервуара на площади более 1,6 тыс. м2…» Члены добровольного пожарного формирования, состоящего из сотрудников станции, без промедления вступили в борьбу с огнем, но силы слишком неравные. Впрочем, помощь не заставила ждать: буквально через считанные минуты после сообщения о ЧП на территорию топливного хозяйства Чебоксарской ТЭЦ-2 с воем сирен одна за другой заезжают пожарные машины.
В АТАКУ!
Вроде бы это только учения – совместная, МЧС и филиала ОАО «ТГК5» «Марий Эл и Чувашии» (находится под управлением ЗАО «КЭС»), командноштабная тренировка, но все вовлеченные в нее настолько серьезны, что совсем скоро общее настроение озабоченности передается и находящимся в «гуще событий» журналистам. Шутка ли, диаметр «горящего» резервуара (их здесь целых четыре, они хорошо видны через дорогу напротив ТЭЦ2) – около 46, высота – почти 12 метров, вместимость – тысячи тонн топлива! Да, резервуары никогда полными не бывают, т. к. на станции сжигают природный газ, а мазут используется как резервное топливо, тем не менее загорится такая махина – мало не покажется.
«Процесс тушения хранилищ нефтепродуктов очень сложный и трудоемкий, – комментируя ход учений, объясняет начальник службы пожаротушения Чувашии Илья Николаев. – Как показывает опыт, подобные резервуары могут гореть неделями – вплоть до полного выгорания мазута. Поэтому очень важны готовность персонала станции к первоначальным действиям в критической ситуации, отработка действий пожарных подразделений гарнизона». А пожарные расчеты ни секунды не медлят – у них все четко отлажено: автоцистерны устанавливаются на пожарные гидранты, проложены рукавные линии – сразу с нескольких сторон начинается атака на огненную стихию.
Заметьте, в нашем случае речь идет о топочном мазуте для котлов теплоэлектростанции: при его горении вырабатывается очень высокая температура. Поэтому сложность заключается и в том, что на таких пожарах необходимо охлаждать резервуар: чтобы его металлические стенки не оплавились, их нужно постоянно поливать мощными струями воды. Причем «холодный душ» принял и соседний резервуар – на всякий случай. («Заодно их и помыли», – пошутил ктото.)
Час от часу не легче: поступает еще одна вводная, согласно которой срочно требуется медицинская помощь члену спасательного звена, по легенде учений, получившему ожог обеих кистей рук и жалующемуся на головную боль, головокружение. Его уже вынесли из опасной зоны и доставили на развернутый здесь же санитарный пост. Девушки из химического цеха станции, на время взявшие на себя роль медиков, оказывают первую медицинскую помощь. А вот и машина «скорой помощи» – санитарный пост передает пострадавшего бригаде врачей.
Между тем над горящим резервуаром нависает «стрела» автолестницы. Она способна вытянуться аж на 50 метров, но здесь демонстрации полного «роста» не понадобилось. Из прикрепленных к ее «клюву» двух специальных устройств мощным потоком хлынула пена – в помощь системе автоматического пожаротушения основных резервуаров. И через 15 минут после получения пожарными расчетами команды на проведение пенной атаки следует доклад: «Пожар локализован», а еще через 5 минут – «Пожар ликвидирован».
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ…
Теперь уж и с самими огнеборцами можно словечком перекинуться. Начальник караула пожарной части № 6 Марат Алиханов, уставший и запыхавшийся, кажется, удовлетворен выполненной работой. Но – немногословен. На вопрос корреспондента: «Ну как?» – смахнув пот со лба, скромно ответил: «Обыденно – тяжело… Но тяжело в учении, легко в бою…» Продолжить беседу не получилось. Нас прервало сообщение о пожаре в Южном поселке. На этот раз, увы, никакие не учения. И пожарный расчет помчался туда. Может быть, ему предстоит предотвратить большую беду, как в прошлом году на пожаре в доме на улице Яноушека, когда М. Алиханов спас от гибели трех человек…
А учения продолжаются. Надеемся на лучшее, готовимся к худшему. По словам начальника штаба ГО и ЧС филиала Михаила Абакумова, конструкция резервуара, оказывается, всетаки не выдержала испытания высокой температурой. Согласно сценарию учений тысячи тонн нефтепродуктов растеклись по периметру обвалования. Дело в том, что предусмотрена еще одна надежная защита – вокруг резервуаров построены высокие земляные дамбы, которые должны удерживать нефтепродукты от растекания на большой площади.
После проведения разведки спасательное звено станции и профессиональные формирования приступают к откачиванию мазута. Но и этим ликвидация последствий аварии не ограничивается. Предстоит сбор пленки нефтепродуктов с помощью сорбента, рекультивация загрязненной земли и утилизация образовавшегося нефтешлама. И только после полного выполнения плана тренировки звучит команда: «Отбой!»
«Считаю, учения прошли на высоком уровне, слаженные действия продемонстрировали и подразделения МЧС, и наши сотрудники. Это достигается с помощью упорных тренировок, кропотливого труда», – отметил исполняющий обязанности технического директора ТЭЦ2 Сергей Столяров. Результатом доволен и главный инженер филиала «Марий Эл и Чувашии» Александр Шудегов: «Хорошую проверку прошла система защиты, не подвел персонал. Тренировка наглядно показала: каждый знает, что, как и когда делать при возникновении подобных ЧП. И это главное».
Н. КОНОВАЛОВ.