В эти дни страна прощается с Людмилой Гурченко, которую можно назвать действительно мегазвездой. Такой эпохой в нашем кинематографе была еще разве что Любовь Орлова.
Страна узнала и полюбила ее после фильма «Карнавальная ночь», который стал одним из символов «оттепели». Но эта хрупкая, на первый взгляд, женщина сумела доказать, что она может быть на экране не только девушкой с гитарой, и после «Старых стен», «Пяти вечеров» и «Двадцати дней без войны» о ней заговорили как о русской Жанне Моро. А ее военные фильмы, песни и мастерски написанные книги напомнили, что за внешним блеском и неподражаемыми манерами есть и детство в оккупированном Харькове, и страшные изломы судьбы, и гениальная актерская интуиция. Все большие режиссеры, с которыми ей приходилось работать, Рязанов, Михалков, Герман, Тодоровский, сегодня единодушно зачисляют ее в великие актрисы.
Нашим деятелям культуры посчастливилось пересечься с Людмилой Гурченко лишь мимолетно. Но даже такие встречи оставляют метки на всю жизнь.
Художественный руководитель Чувашского драматического театра Валерий Яковлев рассказывает, как ему довелось «посидеть» рядом с Людмилой Гурченко на встрече, где российский министр культуры Александр Авдеев в преддверии тогда еще первого Дня работника культуры собрал всех народных артистов СССР.
Вышло так, что около нашего земляка осталось свободное место. Его скромно заняла красивая дама, которая тут же повернулась и представилась, протягивая руку, – Людмила Марковна Гурченко. Вот так просто и ясно, предупреждая потенциальные сомнения и располагая собеседника. Худрук чувашской драмы тоже галантно представился. Их светскую беседу то и дело прерывали подходившие знаменитости, в том числе Эльдар Рязанов. «Она была, конечно, непредсказуемой, эксцентричной актрисой, – вспоминает режиссер. – И очень самобытной личностью. «Карнавальная ночь» и «Вокзал для двоих» – любимые мной киноленты с ее участием».
А еще в бытность учебы в ГИТИСе второй чувашской студии, когда из-за ветхости театрального общежития на Трифоновке чувашских студентов переселили в «общагу» ВГИКа, они часто тусовались, как сейчас говорят, с молодыми тогда Тамарой Семиной, Василием Шукшиным, Лидией Федосеевой-Шукшиной. Захаживала туда на огонек и будущая исполнительница «Карнавальной ночи», которая, по ее утверждению, с трех лет знала, что будет звездой.
Опубликовано: 1 апреля 2011 г.