Распределить лучшим школам миллионы, оснастить классы компьютерами, поддержать грантами педагогов. Это – тактика образовательного нацпроекта, рабочая программа Комплексного проекта модернизации образования. За всем этим – стратегическая цель: изменить конечный результат, качество знаний. Так, чтобы учителям стало интересно работать, а детям – учиться. Придут к этому, конечно, не сразу и не везде. Но первые результаты есть. Посмотрим на достижения тех, кому удалось ближе подойти к главной цели…
САМ СЕБЕ МЕНЕДЖЕР
В расписании уроков 62-й чебоксарской школы наряду с привычными физикой и литературой значатся отнюдь не школьные науки – деловая риторика, история государственного управления, деловой английский язык. И неудивительно. Старшие классы здесь профильные, с ориентацией на управленческую деятельность. И с вузовским уклоном – наряду с учителями уроки старшеклассникам дают сотрудники Чебоксарского филиала Волго-Вятской академии права и управления.
– Будущих чиновников растите? – спрашиваю у директора школы Натальи Кузнецовой.
– Не только. Управленцы нужны во всех отраслях. Доктору знание менеджмента поможет стать главврачом больницы, инженеру – начальником цеха. В целом же наша задача – научить ребят грамотно выстроить свою судьбу. Научить менеджменту жизни, если можно так сказать. Причем всех, не одних отличников. Школа ведь не элитная – учатся ребята со всего микрорайона.
Современный менеджмент немыслим без хорошего знания английского. Поэтому с позапрошлого года этот язык в 62-й школе идет как предмет углубленного изучения. В первом классе на «инглиш» – два часа, во втором – три, и дальше по нарастающей. Конечно, на международном уровне знание языка Шекспира и Адама Смита пригодится не каждому выпускнику. Но на уровне бытовом, в практической жизни, польза будет всем.
Для самих школ менеджмент – тоже хлеб насущный. Как и тысячи их коллег, педагоги 62-й школы учатся зарабатывать деньги. Благодаря участию в различных проектах только за три года школа выиграла гранты на общую сумму 25 с половиной тысяч евро (расчет в валюте, поскольку среди проектов были международные). Учатся и делить финансы. С прошлого года в рамках новой системы оплаты труда для работников школ введены стимулирующие выплаты, которые в самих же школах распределяют. Конкретно в 62-й прибавки к заработку учителей составили от трехсот до двух тысяч рублей.
– Суммы разные, наверное, и конфликты были? – интересуюсь у директора.
– Да нет, обошлось без них, – отвечает Кузнецова. – Год назад на курсах наши учителя освоили метод интерактива. Он и выручил. Работаем методом мозгового штурма – садимся вместе, анализируем специфику работы каждого педагога, его достижения, которые измеряются не только в оценках и дипломах.
– А если этих достижений вовсе нет – может, человеку вообще не стоит в школе работать?
– Так однозначно судить нельзя. Сегодня учитель не раскрылся – завтра себя покажет. Возможности для этого есть. Хочешь учиться – пожалуйста, столько сейчас интересных курсов. Можно проявить себя в проектной работе, в различных конкурсах. Некоторые наши педагоги публикуются в научных сборниках. Это тоже показатель – обычный учитель вырос до уровня учителя-исследователя. Главное же – у людей появился вкус к творчеству. И к успеху.
Разговор наш прерывает доклад об очередном успехе – в кабинет директора заглядывает сияющая учительница с дипломом. Награда получена полчаса назад за второе место на республиканском конкурсе классных руководителей. Хозяйка диплома 24-летняя Надежда Савельева – из тех, кто показал себя сразу. Три года назад она окончила вуз, пришла в школу на ставку вожатой, попутно взяла классное руководство и часы по биологии. Теорию природоведения ученики Савельевой подкрепляют практическими делами. В этом году они украсили школьный двор клумбами, стилизованными под чувашскую вышивку, очистили родник в окрестных лесопосадках. Тоже, в общем-то, менеджмент – окружающей среды.
УЧЕНЫЙ ИЗ 4«А»
Уже несколько лет в Чувашии идет реструктуризация школьной сети. Процесс этот – как элемент борьбы за качество знаний – коснулся в основной массе сельских школ. Но и город не остался в стороне. В прошлом году на базе бывшего первого лицея Чебоксар была создана начальная школа № 1, одна из трех, работающих сейчас в столице. Год – срок небольшой. Между тем директор школы Татьяна Николаева уже сейчас готова доказать любому чиновнику – эксперимент оправдан, таких школ должно быть больше.
– По личному опыту знаю – административный ресурс в средней школе брошен в основном на старшее звено: на профильное обучение, единый экзамен, – говорит она. – Малышам внимания все-таки меньше. А это неправильно. Успех старшеклассников закладывается в первые годы учебы – важно вовремя разглядеть и развить способности ребенка, научить его учиться. Отдельная, комфортная для учеников начальная школа как раз и есть оптимальный вариант.
В связи со школьной «реформой» пришлось, кстати, учиться и учителям. В наследство от лицея школе-преемнице досталась отличная техника – две интерактивные доски, 17 ноутбуков. Контрольную работу по физике теперь благодаря сервису reshaemonline.com можно решить на заказ онлайн. Но педагоги начальных классов раньше у компьютеров не засиживались. Надо найти информацию в Интернете – выручали учителя информатики да продвинутые старшеклассники. А как стали самостоятельными – деваться некуда: весь педсостав дружно отправился на компьютерные курсы. Теперь большинство учителей имеют свои сайты, готовят электронные презентации – реструктуризация пошла на пользу и педагогам.
У учеников достижений за год тоже немало. В нескольких классах ушли в прошлое не только двойки – даже троек в табелях нет. Всю газетную полосу займет перечисление полученных ребятами конкурсных дипломов – от городских до российских. Особая же гордость школы – прошедшие весной дни науки и творчества. Казалось бы, какая наука в младших классах? Однако юные докладчики доказали – в школьной жизни всегда есть место научным трудам. Они исследовали историю русского книгопечатания. Сравнивали скульптуры древней Греции и Китая. Анализировали пользу и вред компьютеров и мобильной связи. Паша Подкин из 4«А», прочитав почти все книжки Астрид Линдгрен, создал свой учебный классификатор героев шведской сказочницы – Пеппи, Расмуса, Карлсона, Малыша… Его одноклассник Женя Купцов взялся за разработку природных индикаторов. Летом загрузил в домашний холодильник ягоды, листья растений. Зимой начал эксперименты. «Разморозил ягоды в микроволновке, – рассказывает Женя. – Добавил в сок черники апельсиновый сок. Раствор стал красным – значит, апельсиновый сок – кислота. В другую склянку с черничным соком налил очиститель «Крот». Цвет изменился на зеленый, значит, щелочь». Третьим компонентом опытов стал собранный во дворе снег. Цвета раствор не поменял. «Но это не значит, что снег чистый, – честно признается юный исследователь. – Просто индикаторы были слабоваты».
Вместе с ребятами в школе учатся и родители. Сначала – тому, как подготовить ребенка к школьной жизни. Затем – как самим влиять на эту жизнь, через управляющие советы.
– Многие директора относятся к управляющим советам как к нагрузке, – говорит Т. Николаева. – Понятно, к такой работе людей тоже надо готовить. Но если все грамотно построить, помощь от родителей большая. И не только финансовая. У нас, например, члены управляющего совета могут выступать в роли третейских судей. Не секрет, в каждой школе возможны конфликты – идеальных родителей нет, как нет идеальных учителей. В таких случаях и поможет управляющий совет – как сторона объективная и незаинтересованная. Но это – наш метод. У других школ могут быть свои варианты. Нацпроект дал педагогам свободу для творчества. Надо только уметь этой свободой воспользоваться.