Число турфирм в Чебоксарах непрерывно растет. Большинство их занимается выездным туризмом – отправляет жителей города в другие регионы и страны. Впрочем, перекос этот в последнее время начал исправляться: туризму въездному, то есть экскурсионному обслуживанию, пропаганде истории и культуры нашего края, стало уделяться больше внимания.
Но уже вырисовывается проблема. Есть угроза, что в погоне за количеством будет потеряно качество. Ведь предоставляя туристический продукт (экскурсии), мы должны делать это профессионально, однако… Иные экскурсии впору назвать не только непрофессиональными, но и безответственными.
Где в Чебоксарах, скажите на милость, находится пивной камень? А именно с такой просьбой обратилась к экскурсоводу мужская половина туристической группы: «Нам в прошлый раз гид сказал, что из-за нехватки времени он не успел показать пивной камень и что в следующий приезд нам его обязательно покажут». А однажды туристы немало удивили встречающих, поскольку выходили с теплохода, держа в руках купальные принадлежности: «Нам сказали, что во время экскурсии в Чебоксарах можно искупаться в святом источнике».
Порой придумывается такое… В художественной галерее мальчик с сияющими от восторга глазами спрашивает экскурсовода: «А мы тоже на лестницу желаний пойдем? Будем желание загадывать?» «Какое желание? Что за лестница?» – недоумевает экскурсовод. Оказывается, увидев, что рассказ о произведениях искусства детей не заинтересовал, гид ничтоже сумняшеся сказал: «А вот на этой лестнице всем надо стоять молча. Здесь каждый может загадать заветное желание, и если вести себя тихо, то оно обязательно сбудется». Педагогическая находка? Может быть, но вот «экскурсоводческая» вряд ли. Ведь в тот же день в процессе обмена мнениями ребята выяснят, что в Чебоксарах есть лестница желаний (?!), что кому-то ее показали, а кому-то недобросовестный экскурсовод не показал, а значит, к обязанностям отнесся халатно. Хотя на самом деле все обстояло, как говорится, с точностью до наоборот.
Как прикажете поступать в подобных ситуациях? Проявить профессиональную и корпоративную солидарность, броситься защищать честь мундира, присоединиться к тем, кто заведомо несет ахинею? Только ведь в этом случае нам придется устроить некий симпозиум по обучению лукавству – всем собраться и договориться, где и о чем будем лгать, иначе мы рискуем быть разоблаченными и опозоренными. Или же следует напомнить коллегам, что рассказ экскурсовода предполагает достоверность? Напомнить, что культура чувашского народа богата и самобытна, что у нас и без вымысла очень много ярких обычаев, преданий, легенд.
Ну и другой, не менее злободневный вопрос: кто сейчас организует экскурсии? Ведь «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Увидев в одной из гостиниц объявление «Приглашаем на экскурсию «Вечерние Чебоксары», интересуюсь у администратора: «А кто проводит экскурсию?» Ответ шокирует: «Мы сами». «Мы можем!» – гордо говорят те, кто даже не представляет, что подготовка экскурсии – это кропотливый и очень ответственный труд: составление маршрута, методическая разработка, подбор материала – и уже на основе перечисленного гид составляет индивидуальный текст и получает право проводить экскурсию по данной теме. Иначе получается, что клиент платит не за экскурсию, а за некое ее подобие, за придуманное (а порой просто списанное у другой фирмы) тематическое название.
Почему бы не сделать так, как давно практикуется в более продвинутых в сфере туристического обслуживания городах? В фойе гостиницы – стенд, где музеи и туристические фирмы размещают свои проспекты. Гости города имеют возможность выбрать то, что им интересно. Конечно, это хлопотно, это намного сложнее, чем простую поездку по городу назвать экскурсией и получить за нее деньги. Но давайте учиться профессионализму, давайте постараемся и тогда уже гордо скажем: «Мы можем!»
Л. ИЛЬМЕНДЕРОВА,
экскурсовод, гид-переводчик.
Опубликовано: 22 мая 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики