Между клубом и огородом

Законодательство об автономных учреждениях вызывает массу страхов и обсуждений. Согласно ему почти все бюджетные учреждения с будущего года станут либо автономными, либо бюджетными учреждениями нового типа (БУНТ) и начнут сами зарабатывать на свое существование. В Чувашии в двух культурно-досуговых центрах не стали дожидаться, когда в новый формат станут приглашать особенно настойчиво, и уже опробовали на себе автономное плавание.
У межпоселенческого культурно-досугового центра Красночетайского района в этом смысле самый большой опыт автономии, он уже больше года как освободился от казначейской опеки. Директор МКДЦ Алексей Магаськин считает смену схемы финансирования главным плюсом перехода в новый статус. Потому что вопрос, куда направить средства, выручаемые за услуги, решается теперь быстро. «Вот сгорел у нас сегодня телефон, – объясняет он, – мы его можем сегодня же купить. При бюджетном финансировании нам бы сказали – не заложено, не предусмотрено». АУ позволяет держать деньги на расчетном счету и не тратить их по-смешному в конце года, как это было раньше. Тогда за неосвоенные бюджетные средства руководителям доставалось на орехи. Куда же в первую очередь устремляются денежные ручейки наших пионеров реформирования сферы досуга?
Все до скучного предсказуемо. «Деньги в основном идут на доплаты работникам, – признается А. Магаськин. – А то, бывает, человек работает, старается, а зарплата у него не ахти, вот мы его и стимулируем». Хотя, по признанию директора, большой прибавки пока не получилось. Еще полгода назад зарплата была здесь много ниже средней в отрасли культуры. Сейчас порог средней зарплаты в 6000 рублей перейден. Однако те 500 тысяч, которые здесь зарабатывают на услугах, направить на зарплату полностью невозможно. Надо и здание содержать, и аппаратуру с компьютерами обновлять. Поэтому и найти специалистов на сегодняшние «культурные» зарплаты – это сплошная головная боль. А если даже такой находится, то все может упереться в квартирный вопрос. Служебного жилья для подобного рода приглашенных в районе нет.
Например, сейчас Магаськину позарез нужны хореографы. Занятия в танцклассах очень популярны. Да и участие в конкурсах и фестивалях – престиж району, КДЦ, а значит, выгодные заказы и прочие средства. «У нас должны быть не мастерицы вышивания бусинками, а песни и танцы», – открывает карты А. Магаськин. Первые же мысли об экономии средств сразу вступают в конфликт с «тихим» досугом пенсионерок и отличниц. Потому что песни и танцы – это готовое обслуживание праздников. Десяток творческих работников – и звезд эстрады звать не надо, деньги целее будут.
Но со спецами тоже сплошные казусы. Директор нашел было хормейстера. Но та трудилась в клубе сельского поселения и работой по специальности давно не занималась. То полы драила, то налоги собирала, то на территории убиралась. В результате забыла не то что дирижирование, а и нотную грамоту как таковую. С такими специалистами в клуб никого не затащишь, признаются здесь.
И не затаскивают. В центре нового статуса и не подумали менять расписаний занятий. Кружки как работали всегда днем, в рабочее и учебное время, так и работают. С часу до двух. К тому же в воскресенье клуб традиционно закрыт. Традиция формировалась годами, довод у директоров КДЦ железный: народ в это время из райцентра «рассасывается». Более того, АУ присовокупляют к этому еще и необходимость экономить. Незачем «зря палить» фонари, если не уверен, что соберешь людей вечером. И лишний раз «врубать» аппаратуру в выходные ровно по той же причине. И заставлять клубных специалистов менять привычный распорядок, пусть себе с легким сердцем запирают двери клуба на замок и вместе с народом идут в бани и на огороды. То есть в этом смысле досуг от перехода клубов в АУ отнюдь не зацвел пышным цветом.
В Батыреве, где КДЦ также в статусе АУ, тоже стремятся экономить в первую очередь на электричестве. И тоже по субботам проводят дискотеку, а потом отдыхают. Интересно, что и библиотеки, располагающиеся в КДЦ, не работают в это время за компанию. В Красных Четаях корреспонденту «СЧ» объяснили, что можно было бы попробовать не зависеть от расписания МКДЦ. Но как-то страшновато открывать двери в одиночку. Особенно вечером и тем более зимой.
Резюме. Кроме того что в АУ можно быстрее поменять сгоревший телефон, проглядывают следующие горизонты. АУ может скорее и без проволочек направлять деньги на стимулирующие прибавки работникам и закупать нужные стройматериалы для ремонта. В Батыревском КДЦ в этом смысле «делают жизнь» с первого АУ среди районных клубов и учатся на его примере. В Красных Четаях все делали своими руками и в клуб можно возить за опытом по теплу и уюту. Заработанных денег хватает не только на выживание, но и на маленькую прибавку к зарплате. И это даже не за счет удорожания цен на услуги. А вот со специалистами еще не получается. Если в Красных Четаях удалось немного подкинуть к зарплате, в Батыреве об этом пока лишь мечтают. Продолжило АУ и «отрешение» людей от досуга в досужие выходные: такая практика началась в глубинке после принятия закона о местном самоуправлении.
Последний факт – очень тревожная тенденция. Становится понятно, что к книгам и прочему досугу, отличающемуся от пьяной гулянки, завлечь людей районные культурные АУ пока что стремятся не слишком рьяно. Батыревцы при этом планируют вписаться в федеральную программу «Социальное развитие села». Однако приезжающие федеральные эксперты то и дело пеняют, чего же бороться за клубы, если они закрыты в досужее время. Логика оптимизации такова, что содержать учреждение на бюджете, если туда не ходят, нецелесообразно. И спасение остатков наших сельских и районных клубов по этой логике – дело рук скорее самих клубов и их подопечных. Они выживут, если будут шевелиться. Они останутся у селян, если селяне будут туда ходить.

Опубликовано: 21 октября 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.