Заказной марш и искренние объятия

23 сентября Чувашский государственный театр оперы и балета открывал свой 51-й театральный сезон. Для этого были выбраны не опера или балет, а произведения Петра Чайковского, собранные в гала-концерт, посвященный 170-летнему юбилею гения. Зал, к вящей радости устроителей, был полон.
В кассу театра перед началом концерта даже образовалась небольшая очередь, и рядом со мной оказалась женщина из Шумерли, неуверенно выбирающая ряд и место. Она спросила: «Стоит идти или нет? Я вот в первый раз пришла». Что тут можно ответить! «Конечно, стоит. Особенно, если в первый раз».
Не знаю, насколько успешно прошло зрительское крещение шумерлинской гостьи, но театр в данном случае явно не искал легкого успеха. Программа почти сплошь была составлена из произведений, относящихся к разряду весьма редко исполняемых. Арию Германа из «Пиковой дамы» и колыбельную Марии из «Мазепы» на этом фоне можно отнести к оперным хитам нежнейшего Петра Ильича. Апофеозом «редкости» стал отрывок из кантаты «Москва», припасенный на финал гала. Сам Чайковский не любил даже вспоминать об этой кантате, написанной на заказ от комиссии, готовившей коронацию императора Александра III. В одном из писем откровенно писал, что «с величайшим отвращением принялся за этот марш, решивши, что по многим причинам нельзя и неполитично отказать». Хотя гений остается гением в любом, даже самом заказном из произведений, стремление столь кардинально образовать зрителя обернулось некоторой монотонностью, огромные оперные дуэты тоже не прибавили программе динамичности.
Спасли впечатление лаконичная режиссура, эдакий питерский почерк Максима Жучина, и наши солисты: драматичные сцены и любовные объяснения даже в концертном исполнении, наконец, стали смотреться не по-оперному искренне, естественно и даже элегантно.
Те, кого театр выставил на гала, как водится, представляют передовой творческий отряд. Тон сезону в основном задали молодые. В театре и не скрывают, что теперь ставят на молодежь. Открыть театральный год здесь доверили Маргарите Финогентовой и Константину Москалеву, Ларисе Васюхиной и Ивану Снигиреву, Татьяне Прытченковой и Дмитрию Семкину, Людмиле Яковлевой и Василию Николаеву, Илье Гурьеву, Ольге Вильдяевой и Светлане Ефремовой. Из среднего поколения на сцену вышли лишь Мария Еланова и Сергей Алексеев. Видимо, всех вышеперечисленных в первую очередь мы и увидим на сцене в новом сезоне.
А сезон обещает стать насыщенным. Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова будет двадцатым по счету. Юбилейный оперный праздник планируют открыть премьерой национальной оперы «Шывармань». Репетиции уже идут. Проект этой постановки поддержан грантом Президента Чувашской Республики. Еще две премьеры вписаны в реестр XV Международного балетного фестиваля. Это «Нунча» по рассказу Горького на музыку болгарского композитора Кирилла Ламбова и «Времена года» Вивальди. Предстоящий год не будет лишен и гастрольных впечатлений. Уже в начале октября балетная труппа планирует отправиться в Испанию, а солисты оперы собирают чемоданы в Калугу.

Опубликовано: 28 сентября 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.