«Этот человек безмозглый» — заявление оскорбительное и безапелляционное. А еще в корне неверное. Во-первых, какими бы ни были удручающими последствия нашей умственной деятельности, ведется она серым веществом — тем, что в черепной коробке. А, во-вторых, помимо головного мозга, в каждом из нас присутствует еще куча других мозгов!
Головной мозг — это наше все, это тот орган, который делает нас человеком. Собственно, именно способность мыслить, генерированная человеческим мозгом, отличает нас от животных. Сложные биохимические связи между миллиардами клеток мозга — нейронами — позволяют нам распознавать речь, письмо, выстраивать причинно-следственные связи, прогнозировать свои действия, мыслить отвлеченно. Ничего этого животные делать не могут.
Что послужило толчком, резко изменившим мозг человека от мозга обезьяны? До ответа на этот вопрос еще очень и очень далеко. В нейробиологии, науке о мозге, он сродни базовому вопросу в астрофизике: «Что было до Большого взрыва (БВ)?» Астрофизики отвечают незатейливо: поскольку мы не можем ответить на этот вопрос, то считаем, что до БВ не было ничего и это в дальнейшем не обсуждается. Нейробиологи «со своей колокольни» столь же туманны: причину внезапных изменений мозга наших предков в сторону «человечности» мы не знаем, поэтому просто будем добросовестно изучать то, что в итоге получилось. Но нет-нет да и появляется иногда новая теория, объясняющая невероятный скачок эволюции: сверхъестественное вмешательство, инопланетяне, радиация и даже чья-то умственная деятельность, в которой мы — фантомы, бестелесные образы чужого сознания.
Спинной мозг — царь рефлексов и король проводимости как у нас, так и у животных. Он связывает всю периферию (в частности, мышцы) с головным мозгом, не затрагивая мышление как таковое. Соответственно, управление мышцами происходит рефлекторно, без долгих (и вообще каких бы то ни было) раздумий. Хрестоматийный пример — ожог от горящей спички. Поджигая свечу, мы романтически задумались и спичку потушить забыли. Она обжигает кожу, мы резко дергаемся и бросаем ее. Мыслей при этом — ноль! И очень хорошо, ибо пока мы будем думать, можно уже и палец спалить. А так — вот он, спасительный рефлекс, обеспечиваемый спинным мозгом.
Повреждения такого важного органа чреваты большими неприятностями. Через спинной мозг проходят не только рефлекторные, но и «осмысленные» импульсы. Перелом спинного мозга может полностью обездвижить человека — импульсы из головного мозга просто не дойдут до периферии, не донесут до нее жизненно важных сигналов.
Костный мозг находится у нас в тазовых и трубчатых костях, а также в позвонках. Он — важнейшая часть кроветворной и иммунной систем. Именно в костях, а не в каком-то отдельном органе появляются новые клетки нашей крови и защитники нашего организма от враждебных вирусов и бактерий — лейкоциты и эритроциты. Поражение костного мозга влечет за собой целый ряд очень тяжелых системных заболеваний, требующих такой сложной операции, как пересадка костного мозга.
Из вышесказанного уже более или менее ясно, почему столь разные «органы», имеющие собственные, отличные друг от друга функции, называются одним термином. Без них невозможна не только умственная деятельность, но и все биохимические процессы, поддерживающие в организме жизнь. Соответственно, безмозглый — мертвый фактически!
Дмитрий Карманов