«СЧ» уже писала, что Дни культуры Москвы торжественно открывал симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» под управлением народного артиста России Максима Федотова. Концерт мастеров произвел колоссальное впечатление на местную публику.В церемонии открытия приняли участие председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев и глава Минкультуры республики Роза Лизакова. Гость зачитал приветствие мэра столицы Юрия Лужкова, в котором тот назвал Чебоксары городом, который «твердо держит марку крупного промышленного, научного, образовательного и культурного центра». Кстати, церемония открытия и концерт «Русской филармонии» транслировались в режиме он-лайн на официальном портале органов власти республики.
Оркестр разместился в яркой декорации со зданием Моссовета и памятником Юрию Долгорукому, видами Москвы-реки, а также березок и рябин. Сама программа была составлена с учетом праздничного звучания вкупе со звучанием русского патриотизма. Здесь были и «Праздничная увертюра» Шостаковича, и увертюра к «Руслану и Людмиле», и «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского. На бис музыканты играли еще и «Триумфальную арку». Были здесь и Хачатурян, Римский-Корсаков и Алябьев. К сожалению, в программе не было предусмотрено одного – серьезной симфонической музыки. Как сказал «СЧ» музыковед Михаил Кондратьев, уровень этого оркестра настолько высок, что у нас был шанс услышать настоящий академический класс. Но москвичи в этом вопросе отнеслись к нам довольно снисходительно. И привезли репертуар для «летних садовых концертов». Хотя, конечно, эти классические пьесы были сыграны на самом высоком уровне.
Роскошные голоса Ирины Самойловой и Александра Захарова демонстрировали достойное настоящее исполнительского искусства Москвы, а исполнение первой части концерта № 1 для фортепьяно с оркестром девятилетней Машей Андреевой показывало светлое будущее этого искусства. Но опять-таки усиление мощных оперных голосов микрофонами было явно излишним. Музыканты ехали, зная об акустических проблемах в нашем оперном театре, поэтому привезли усиление. И это, к сожалению, скорее помешало, чем помогло услышать великолепие звучания этого оркестра. По словам специалистов, из-за включения в программу балетного номера оркестр пришлось сажать в глубине сцены, что тоже отразилось на звуке. Хотя в результате трудно пришлось и балерине театра «Кремлевский балет» Александре Тимофеевой: исполнять «Лебедя» и «Русский танец» ей пришлось на узкой полосе сцены. От такого клубного концертного варианта чебоксарские зрители давно отвыкли.
Но все эти недочеты забывались при взгляде на работу коллектива музыкантов, костяк которого составляет сильная и талантливая молодежь. А уж дирижер и скрипач-виртуоз Максим Федотов показал, что он действительно обладает некой музыкальной магией и что его недаром назвали «русским Паганини». Необыкновенным подарком стало и исполнение «Русской филармонией» чувашской балетной фантазии Федора Павлова, которая еще никогда не звучала в таком полноценном исполнении. За что наши любители музыки испытали к москвичам особую благодарность. Кстати, ноты музыкантам передал руководитель Чувашской академической капеллы Морис Яклашкин. «Это совершенно другой уровень исполнения, – сказал композитор и директор Чувашской филармонии Николай Казаков, – в таком темпе нашим музыкантам играть пока трудно. Это произведение считается технически сложным, но москвичам его исполнение удалось блестяще. Я думаю, Федор Павлов был бы просто счастлив». Музыковед М. Кондратьев называет этот финальный подарок самым ярким впечатлением вечера. «Произведение Павлова зазвучало так, что оказалось в одном ряду с таким шедевром, как «Славянские танцы» Дворжака. Подобного исполнения Павлова я никогда не слышал, ни на концертах, ни в записи». В этом смысле концерт оказался историческим и для развития чувашского искусства тоже.
Опубликовано: 21 августа 2010 г.