Позавидуешь жителям Чандрова – деревня, точнее городской микрорайон, как на ладони в окружении каскада бывших колхозных прудов. От северных ветров с Волги дома защищают дубравы. Их якобы оберегал сам известный лесовод Б.Гузовский, работавший в этих местах лесничим более века назад. Обласканная солнцем сторонка с давних времен была пригодна для жизни. И садов много, и огородов. И богу было угодно, что три деревни так разрослись, что однажды слились в одну. Жители свой выбор остановили на звучном топониме – Чандрово.
Один из старожилов, Валерьян Григорьевич Орлов, так объясняет звонкое название: «Это все равно что, когда погоняешь лошадей, вдруг слышишь чей-то окрик: «Чарн! Остановись! Оглянись вокруг. Стоит ли мчаться куда-то, сломя голову. Вот он, рай на земле». Возражаю: «Так уж и рай. Обычное на вид селение. Разве что расположено, как на опушке леса». Старик, разменявший девятый десяток лет, упрямо стоит на своем. Говорит, что «у нас тут особый дух витает». Чтобы убедить в своей правоте, ведет к своему дому.
По дороге он рассказал о своем «попадании» в эти заветные места. Орлов в 27 лет окончил Вурнарский зооветтехникум, его направили в Ишлейский район (был раньше и такой). В 1956 году только два места было для молодого ветфельдшера – в Туруново и Чандрово. А чего выбирать, если он ни в одном из них не был. Но главный районный ветврач Соловьев земляком оказался, тоже был родом из Козловского района. По секрету он посоветовал отправиться по разнарядке только в Чандрово. Шепнул: «Скоро деревня все равно с Чебоксарами соединится. Будешь тогда, Валерьян, с городской пропиской».
Две ночи Орлов ночевал в райцентре, дожидаясь подводы. Загадал, которая раньше приедет, туда и поеду. Из Чандрова первыми уважили, самого бухгалтера прислали. Как отказать сметливому председателю, тем более, как по приезде выяснилось, женщине – Прасковье Марковне Самсоновой. Волевой начальник умела поставить дело, в колхозе было много скота – овцы, коровы, свиньи и лошади. Так что работы для молодого специалиста нашлось с избытком. Ему и за деревенской скотиной доверили присматривать.
Оказывается, еще полвека назад поговаривали о том, что быть деревне Чандрово в черте города, да не рядового, а столицы республики. Впрочем, в это тогда мало кто верил. Орлов не сомневался и поселился здесь. В доме у околицы в 1964 году справил новоселье. Почему на отшибе? Там раньше конюшня была. Зато уголок заповедный – рядом ручей, запруда для водопоя. В ночное молодежь ходила тут же, чуть ниже по склону лощины. Как было красиво и уютно, так и осталось, словно время не властно изменить эту идиллию. Только вот цивилизация с асфальтом и электричеством подступила вплотную к кромке леса. И остановилась, завороженная тишиной и величавостью почти нетронутого уголка природы. Трудно поверить, что до городских многоэтажек отсюда считанные километры по отличному шоссе, средь берез и сосен.
К радости жителей, недавно и город «зашагал» навстречу деревне. Уже радуют глаз первые коттеджи удивительного поселка, удачно названного «Тихая слобода».
На завалинке дома Орловых часто собираются местные старики. Посудачить, вспомнить молодость. Тянутся к Валерьяну Григорьевичу и потому, что он – местная знаменитость, краевед со стажем, точнее, заслуженный деятель этнокультуры Чувашии. Им не одна толстая тетрадь исписана, много папочек по полкам разложено. «Более полувека я проработал на фермах ветврачом, – вспоминает он в своем автобиографическом рассказе. – Здесь по собственной инициативе я проложил деревянный мост через Иштерекский овраг, чтобы ходить за водой к роднику, отремонтировал колодец. Насыпал дамбу для прохода скота и проезда транспорта на 47-е колхозное поле. Я хозяйственник. Ежегодно по весне приходится что-то чинить. Кликну людей, и вся деревня отзывается. Большая помощница и организатор Вера Сурова, соседи, односельчане Клавдия и Вениамин Мазяровы. Алевтина и Геннадий Тютины и многие другие».
С 2000 года в деревне возобновились традиционные народные праздники. Наиболее массовые из них – проводы зимы. На краю заросшей лесом лощины, за оградой своего хозяйства В. Орлов прокладывает лыжню, обкатывает и заливает горку, готовит лыжи и санки. Для победителей игрищ у него приготовлены оригинальные призы – корзины. Он плетет 12 видов. Как сам говорит, на все случаи жизни – для картошки и овощей, грибов и ягод, сена и листьев, цветов и орехов. Масленица в Чандрове – праздник всей деревни. На забаву детворе, на улице пекут блины, угощают семечками и горохом, для взрослых припасена медовуха.
Как утверждает Виталий Станьял, председатель союза чувашских краеведов, Валерьян Орлов знает истории многих хозяйств и семей. Он ведет дневник событий деревни Чандрово. Не без основания он народом назначен главным летописцем.
Ольга Игнатьевна довольна супругом: «Все эти девять скворечников развесил Валерьян. Дощечка к дощечке подгонял, чтобы щелей не было. Эту маленькую рощу тоже сам посадил. Как будто мало вокруг леса. А он так свой юбилей отметил. Это в 1979 году было, к 50-летию вместе с сыном Сашей себе подарок сделал. Но лес вымахал всем на радость. Липы в палисаднике перед домом отец и сын обрезают каждый год. По весне лезут с секатором, прихорашивают крону. Деревья распускают листья, как зонтик. Все лето для семейства радость».
У Орловых трое взрослых детей и пять внучек. Бабушка признается девочкам: «Я ни на какую квартиру не пойду. Здесь живу и умирать буду. И вы сюда перебирайтесь. Лучше всякой заграницы у нас».
А из колодца, который выкопал Валерьян Григорьевич, воду уже не черпают. Старики вокруг живут, к их домам давно водопровод протянули. Да и из колонки вода очень вкусная оказалась. Ничем не отличается от родниковой…
Опубликовано: 22 мая 2010 г.