Личность популярного актера Стаса Садальского окружена множеством мифов и легенд. И авторство большинства из них принадлежит самому артисту. Наш внештатный корреспондент попыталась разобраться, где в его биографии правда, а где немножко вымысла.
Сердце завещано Шыгырдану
Известно точно, каким образом Аллах занес родителей Стаса в татарское селе Чкаловское Чувашской АССР, где он благополучно появился на свет 8 августа 1951 года. Они окончили Казанский университет и были распределены туда учителями сельской школы. Мама Нина Ивановна преподавала географию, а отец Юрий Александрович – физкультуру.
В 1953 году из деревни семья переехала в город Канаш, и Стас пошел в первый класс школы № 10. Школа стала для маленького Стаса домом в буквальном смысле этого слова: здесь он не только учился, но и жил. Родители получили девятиметровую комнатку в школе. Теперь в ней находится школьный медкабинет. Каждый раз, когда Садальский приезжает в город детства, заглядывает в родную школу. Еще у Станислава Юрьевича есть традиция – дарить Канашу иконы. Артист, кстати, является почетным гражданином города. А в День республики здесь даже собираются открыть музей знаменитого земляка.
Когда Садальскому было десять лет, он с отцом и братом уехал из Чувашии в Воронеж. Мать Станислава рано умерла, и мальчиков отдали в местный интернат. Нина Садальская погибла по трагической случайности. Когда троллейбус, в котором она ехала, резко затормозил, женщина упала и сильно ударилась головой. Позже у нее обнаружили опухоль головного мозга. Спасти Нину не удалось даже врачам Кремлевской больницы. Путь к актерской славе Стаса был непростым… Когда 17-летний Стас сообщил о своем намерении поступать в театральный, отец взбесился. Сказал, что уже договорился со своим знакомым и летом вместе с воинской частью Стас отправится в Якутию, где будет метеорологом. Стас убежал из дома, устроился разнорабочим в московский театр. Брата Стас устроил водителем на киностудию. Он разбился, когда перевозил реквизит. Садальский сам написал некролог.
– Я немного обижаюсь на село Шыгырдан, где работали мои родители, – посетовал Садальский в телефонном разговоре с нашим корреспондентом, – давно обещали пригласить в гости, но так и не позвали. А я ведь завещал тело мое похоронить в Питере, где покоится мой погибший брат, а сердце – в Шыгырдане.
Поклонник оперы
До недавнего времени многие в Чебоксарах считали, что вместе с Садальским училась местная оперная дива Алевтина Зинкина, заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии. Но сама певица утверждает, что Садальский с ней никогда не учился и познакомились они всего несколько лет назад, когда он приезжал в столицу Чувашии на встречу с мастерами культуры.
– Он заехал к нам в училище культуры, нас представили, – вспоминает Алевтина Зинкина. – Услышав, что я – певица, Садальский стал подначивать: «А верхнее «ля» возьмете?» Я спела, причем и ля, и две ноты выше. Станислав был в полном восторге, на встрече с деятелями культуры рассказывал: «Я встретил у вас потрясающую певицу!» В один из следующих приездов он передал для меня свою книгу «Король скандала». Когда его спросили – для кого, Садальский сказал: «А мы учились вместе!» Так и родился этот слух.
На сон не жалуется
Актер часто приезжает на родину. Как-то режиссер рекламных роликов Сергей Куприянов попросил популярного актера поддержать местное производство и сняться в ролике, рекламирующем майонез.
– Мы отвели Станиславу роль Петра Первого. Он согласился, привез в Чебоксары целый гардероб, в том числе халат, в котором когда-то снимался в «Ералаше». Этот халат нас очень выручил: камзола нужного размера у нас не оказалось, поэтому пришлось на левое плечо Стаса накинуть камзол, на другое – его парадный халат. Такое странное одеяние получилось у нашего Петра Великого, но никто ничего и не заметил! Ролик везде прошел на ура. Кстати, во время этих съемок в студии ВТИ однажды в перерыве ждали особые лампы для освещения. Уставший с дороги артист уснул на диване прямо в коридоре офисного здания, где проходили съемки.
Оператор Борис Полозов снимал этот ролик.
– Я принес Садальскому и камзол, и тот самый халат. Но он отказался использовать их как одеяло, вещи вернулись на съемочную площадку. Отдохнув, в кадре актер был столь же великолепен, как непрост в общении за кадром. По сценарию ему пришлось с удовольствием поглощать в кадре майонез, это задача непростая, но с ней он справился блестяще.
Персонал проходил мимо на цыпочках, стараясь не помешать сну знаменитости. Тот диван до сих пор стоит на своем месте, и знающие люди называют этот предмет мебели «диваном Садальского».
«Золотой Чапай» – золотому Стасу
Андрей Максимов, организатор большинства концертов эстрадных звезд в столице Чувашии, в 2003 году решил провести в Чебоксарах, которые тогда носили гордое имя «Культурная столица Поволжья», фестиваль юмора и сатиры «Золотой Чапай». Садальскому же он предложил возглавить жюри первого фестиваля.
– В разговорах Станислав не раз в шутку или всерьез жаловался, что, мол, в Чувашии его любят, а почетного звания так и не дали, – рассказал Андрей. – И вот когда мы его пригласили на фестиваль, его ждал настоящий сюрприз. Нам, как организаторам, было известно, что ходатайство от Министерства культуры по поводу присвоения ему высокого звания уже ушло в президентские структуры. Садальский приехал, его провезли по городу: в музее Чапаева он пообщался с внучкой легендарного комдива, в Музее пива отведал самые вкусные образцы… А когда начался фестиваль «Золотой Чапай», прямо на сцене чебоксарского театра оперы и балета зачитали Указ Президента республики о присвоении ему звания народного артиста Чувашии. Садальский был приятно поражен.
– Я очень рад, что стал народным артистом именно этой республики. Кстати, медаль мне вручили из золота, а не из консервных банок, какие обычно вручают народным артистам России. Я наконец-то понял чувства Леонида Ильича Брежнева, который очень любил получать награды…
Садальский в самом деле гордится этим званием. Да так, что когда в прошлом году ему позвонили из Союза кинематографистов с предложением представить его к званию «Народный артист России», он… отказался!
– Я отказался категорически! – рассказал Стас нашему корреспонденту по телефону. – Во-первых, меня два раза уже заворачивали в Администрации Президента. Во-вторых, я уже дважды народный: в Грузии и в Чувашии. В Грузии народных артистов немного, в Чувашии я такой вообще один. А народных артистов России и без меня пруд пруди!
А. ФИЛИППОВА.