На будущей неделе в Чебоксарах откроется XIV Международный балетный фестиваль. За четыре вечера, с 22-25 апреля, организаторы обещают три премьеры и приезд солистов Большого и Михайловского театров. Начнется балетный праздник премьерой «Лолиты», первой постановки на балетной сцене по роману Владимира Набокова, который до сих пор не утратил привкуса скандальности.
Над «Лолитой» довольно продолжительное время трудилась москвичка Анна Горголь-Алексидзе, которую наши балетоманы помнят по исполнению партии Джульетты в балете Прокофьева. Затем балерина и балетмейстер, а теперь уже и балетовед переносила на нашу сцену «Юнону и Авось». Роман Набокова постановщица считает «безумно поэтичным» и удивляется, почему до сих пор никому не пришло в голову перевести его на язык балета. Произведение, конечно, спорное, но его скандальность способна лишь еще больше подогреть интерес публики. Правда, А. Горголь-Алексидзе сразу оговорилась, что «ничего такого», в смысле необузданной эротики, на сцене не ожидается. Более того, она видит эту историю как весьма актуальную сегодня социальную трагедию, поскольку количество детей, обиженных отчимами и даже собственными родителями, не убавляется. Это, конечно, будет совсем не детский спектакль, но ограничений по возрасту на афише нет. Оригинальной музыки для этого неоклассического балета не предусматривалось. Композитор Константин Васильев лишь собрал в единое целое сонм произведений композиторов разных стран и эпох, как Моцарта и Сальери, так и Чайковского, Рахманинова и Армстронга, причем в различных исполнениях. Поэтому балет идет под фонограмму. История нимфетки при этом будет разворачиваться на фоне видеопроекций и оригинальных фотографий, сделанных в Америке фотохудожником Олегом Яковлевым. Художник спектакля Валентин Федоров поделился с прессой, что именно в США познакомился с этим фотографом. В партии Лолиты сначала пробовала себя Маргарита Камыш, но сейчас она находится на лечении в Германии. Поэтому первой балетной Лолитой станет Ляйсан Гизатуллина. В партии Гумбольта выступит Андрей Субботин.
Еще две фестивальные премьеры – это спектакли, заказанные испанскими импресарио для проката в Испании. По словам гастролеров, показы на родине Дон Кихота прошли более чем успешно. Два одноактных балета, «Любовь-волшебница» Мануэля де Фалья и «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р.Щедрина, будут показаны за один вечер. Первый из них – оригинальная постановка Елены Лемешевской и Галины Никифоровой, впервые взявшихся за совместную работу. На парт-нерство известных балетных дам поначалу подвигли сжатые рабочие сроки. Однако, по словам Г. Никифоровой, сотрудничество оказалось плодотворным и стоит подумать над дальнейшими совместными проектами. «Любовь-волшебница» порадует балетоманов выступлением самой Елены Лемешевской. А вот танцевать в «Кармен-сюите» приедут солисты Большого театра Галина Степаненко и Андрей Меркурьев. «Кармен-сюита» уже шла в театре полтора десятилетия назад. Ее восстанавливала Галина Никифорова. Оба испанских спектакля оформлял Валентин Федоров, а костюмы для них разрабатывала Галия Юсупова.
Третий фестивальный вечер отдан «Лебединому озеру». Здесь в главных партиях выступят представители Михайловского театра Оксана Шадрухина и Михаил Сиваков. И всех наших солистов, как и приезжих звезд, мы увидим и в гала-концерте. Ведутся переговоры с балериной из Южной Кореи Ти Ен Рю. Организаторы фестиваля поделились с журналистами печалью, что наш фестиваль часто совпадает по срокам с российским конкурсом артистов балета «Арабеск», из-за чего возникают сложности с приглашением на балетный праздник перспективных танцовщиков. Поэтому в будущем планируется несколько сместить сроки проведения фестивалей.