Еще недавно мы почти ничего не знали про ГМО. А сегодня о генномодифицированных организмах спорят чуть ли не на каждой кухне.
Всплеск интереса к ним возрос и в связи с повышением цен на сельхозпродукцию осенью прошлого года. Причиной столь резкого удорожания специалисты считают возросшие аппетиты граждан из богатеющих стран юго-восточной Азии: если ранее среднестатистический житель тамошних краев вполне мог обходиться горсткой риса в день, то теперь в его рационе появились молочные продукты, большое количество мяса и фруктов. Крутанула маховик цен и дорожающая нефть, из-за чего многие страны в панике бросились отводить гигантские площади под выращивание культур, пригодных для выработки биотоплива. Учитывая, что ежеминутно на планете рождается свыше 250 человек, перспективы вырисовываются не самые радужные.
Помочь в борьбе с ценами на продукты может генная инженерия, утверждают сторонники ГМО. Она позволит добиться большей производительности сельского хозяйства, улучшить вкусовые качества продуктов, бороться с вредителями и болезнями растений. По мнению многих ученых, ГМО является более безопасной и прогрессивной технологией, чем применение удобрений и ядохимикатов. Экономическая выгода для сельского хозяйства очевидна: новые сорта злаковых более устойчивы к засухе, менее нуждаются в удобрениях. Велик и экологический эффект, свидетельствуют сторонники ГМО: за годы использования трансгенных культур в мире не были использованы многие тонны пестицидов и химических удобрений.
Однако, по словам доцента Георгия Мефодьева, преподающего на кафедре растениеводства в Чувашской сельхозакадемии, абсолютного единодушия в научных кругах по вопросу ГМО нет. Ученые из лагеря сторонников ГМО считают, что подобные культуры являются единственным спасением человечества от голода. Противники уверены в том, что они несут болезни, чудовищные изменения в организме.
Так что же такое ГМО? Практически все, что мы едим, относится к генетически измененным продуктам. Все растения за время существования человечества постоянно изменялись, перекрестно смешивались, потому далеко отошли от своих исходных форм. Тем не менее большинство потребителей побаиваются искусственных ГМО. Свои подозрения они основывают на том, что раз насекомые, например, колорадский жук, дохнут от «модификантов», то не повлияют ли они и на человека? Создатели «антиколорадского» картофеля уверены — чтобы отравиться такими клубнями, надо отвечать двум необходимым условиям. Есть ботву и быть колорадским жуком. По их словам, в клубнях практически нет белка, действующего на жука. Он сконцентрирован в ботве. Даже если употребить в пищу килограмм ботвы, ядовитого для жуков белка получишь меньше, чем съешь в год с фруктами и овощами. Тем более что у человека другая биохимия, и на него этот белок не действует.
Высмеивают союзники «модификантов» и «страшилку» о крысах, на которых проводили опыты по их вскармливанию генетически модифицированной соей, содержащейся практически во всех сортах бюджетных сосисок. Утверждалось, что первое поколение крыс появилось ослабленным, а второе вовсе не родилось. Однако если бы дела обстояли подобным образом, то такой способ следовало бы давно взять на вооружение дератизаторам и перетравить грызунов в больших городах. Но этого почему-то не происходит.
Сторонники ГМО считают беспочвенными и утверждения, что многие культуры не выдержат конкуренции с мощными организмами, которые не боятся ни сорняков, ни заморозков, ни засухи. Генные инженеры опровергают эту теорию тем аргументом, что сельскохозяйственное растение неспособно существовать без труда человека. Жизнь окультуренного растения заканчивается там, где заканчивается поле, говорят они. И в дикой природе ему не выжить: надо ухаживать, подкармливать, чистить от сорняков, защищать от вредителей и болезней. Тем не менее, говорит Георгий Анатольевич, в Чувашии, как и в других регионах, нет ни одного гектара, засеянного какой-либо генномодифицированной культурой. Законами РФ запрещено выращивание и культивирование подобных растений на территории нашей страны.
И все-таки существуют серьезные, абсолютно подтвержденные данные о вреде некоторых трансгенов. Недавно во Франции была выявлена токсичность кукурузы «MON 863» для печени и почек, производителем которой является фирма «Монсанто» (кстати, она является основным поставщиком генномодифицированных продуктов на российский рынок). Компания раскрыла эти данные лишь по решению суда. Разразился жуткий скандал, и сейчас Франции не только запретили выращивать «MON 863», но и употреблять его в пищу.
В России также относятся к ГМО с большой осторожностью. С 1 апреля этого года в нашей стране введена полная маркировка продуктов, содержащих ГМО. Отныне производителям необходимо будет указывать, что продукт либо содержит живые ГМО, либо получен с их использованием даже при малых концентрациях примесей. При этом новые пищевые продукты, произведенные из ГМО растительного происхождения и изготовленные в России, а также импортные продукты питания с содержанием ГМО, подлежат госрегистрации. Ранее производители были обязаны информировать потребителей лишь в том случае, если в составе продукции ГМО составляли более 0,9%.
По данным ВЦИОМ, 68 процентов россиян не хотели бы употреблять в пищу трансгенные продукты. Один из самых распространенных ГМО в мире — это соя (80% этой культуры на земном шаре — модифицированы). Она входит в состав колбасных изделий, шоколада, йогурта, чипсов. На этикетке этот ингредиент обычно маскируется как «белок растительного происхождения».