До назначенного времени еще минут пятнадцать, а в коридоре Московской райадминистрации Чебоксар уже ждут на лавочках несколько человек. В рамках единого информдня здесь ведет прием населения председатель Комиссии по правам человека при Президенте Чувашии Н. Петренко. С какими проблемами идут к нему люди?
…Первой в кабинет заходит пожилая женщина. Они с мужем, участником войны, дочерью и внуком живут в двухкомнатной кооперативной квартире. Как-то раз уже пробовали встать в очередь на улучшение жилищных условий, но им сказали, что не положено – якобы жилая площадь больше социальной нормы. Может, сейчас что-то изменилось? Есть и еще одна просьба – несколько лет назад в квартиру залезли воры, украли пять тысяч рублей и медаль за доблестный труд в военные годы. Милиция тогда сделала не все, чтобы найти преступников, считает женщина. С «квартирным вопросом» пришли на прием и еще два посетителя – мужчина средних лет жалуется на тестя, который вроде бы подарил квартиру дочери, но упорно не желает оттуда выселяться. Другая пожилая женщина считает, что суд принял неправильное решение по делу о наследстве – частный дом в селе достался постороннему человеку. Петренко внимательно выслушивает каждого, дает советы, обещает оказать юридическую помощь.
– Николай Иванович, – спрашиваю я у него, – а как Комиссия по правам человека может помочь людям, попавшим в трудную ситуацию? Есть у нее для этого какие-то рычаги?
– Рычагов несколько. Первое – это личные контакты. Одно дело, когда человек обращается со своей просьбой формально, по инстанции, и совсем другое, когда я звоню кому-нибудь из руководителей министерств или ведомств, прошу разобраться. Там, где нет личных контактов, безотказно действует статус председателя Комиссии по правам человека при Президенте Чувашии. Кроме того, у меня много знакомых юристов, если мы видим, что закон на нашей стороне, разговор один – будем в суде общаться.
Следующий посетитель попал на прием в общем-то случайно. Для участия в судебном процессе ему нужно заверить копии документов, а платить за услуги нотариуса нечем. Пришел в райадминистрацию, но здесь тоже отказываются поставить под бумагами свою подпись. А тут очередь к председателю Комиссии по правам человека. «Странно, что вам не заверили эти копии прямо в суде, – удивляется Петренко. – У судьи есть помощник, который должен это делать. Это я вам говорю как член квалификационной коллегии судей. Попробуйте еще раз, если снова откажут, жалуйтесь председателю суда».
Впрочем, далеко не каждому, кто записался на прием, в силах оказать содействие и самый что ни на есть опытный юрист. «У меня сорок пять лет трудового стажа, всю жизнь работала на совесть, а ветеранского удостоверения не дают, – рассказывает следующая посетительница. – Вы можете мне помочь?» Но тут, к сожалению, ничего не поделаешь – по закону одного стажа для получения ветеранского звания мало, надо иметь еще и государственные награды. А как облегчить боль отца, который принес на прием фотографию сына? Молодой красивый парень записался в стройотряд и уехал в Казахстан поднимать целину. Там попал под трактор. Механизатору, виновному в его гибели, дали пять лет. Но что от этого изменилось – у стариков-родителей отняли смысл жизни. Все это случилось три десятилетия назад, в другой стране, при других законах…
– Часто бывает, что к вам обращаются, скажем так, не по адресу? Или вы просто не можете помочь человеку?
– Процентов тридцать посетителей приходят с конкретными проблемами, в решении которых мы можем оказать помощь. А остальные семьдесят – просто из-за отсутствия внимания, непонимания родных, чтобы перед кем-то выговориться. Часто понимая, что никто им помочь не может. Надо быть психологом, выслушивать жалобы, набираться терпения. Бывает, что вопросы на стыке разных областей законодательства, приходится обращаться к органам власти, юристам, консультироваться.
Следующий гость, пожилой мужчина, родился и вырос в Чебоксарах. После службы в армии осел на Украине, в Днепропетровске, где недавно и вышел на пенсию. А в прошлом году решил вернуться на родину. Но выплачивать пенсию ему здесь отказываются, на работу с украинским паспортом тоже не берут. «Ничего удивительного, на иностранную рабочую силу у работодателя должна быть квота, – отвечает Петренко. – А почему вы закрыли пенсионное дело на Украине и не приняли российское гражданство, имея право получить его в упрощенном порядке?» Мужчина отвечает: в Днепропетровске ему сказали, что пенсию в России он оформит без проблем, а с получением гражданства возникли какие-то трудности. Петренко обещает позвонить в Федеральную миграционную службу, выяснить, в чем дело…
– Николай Иванович, вы на этой должности уже полтора года. Запомнились какие-нибудь дела?
– Очень жалко было обманутых дольщиков. Это сложная, глобальная проблема, я прекрасно понимал, что на своем уровне ее не решу. Часто люди обращались по поводу невыплаты заработной платы, особенно там, где ее получали по серой схеме. Правда, сейчас эта волна уже пошла на спад. К сожалению, уровень правовой культуры у нас пока не слишком высок, не все знают, как себя защитить. Но и за тот короткий срок, что я работаю в этом качестве, тенденция налицо – за правовой помощью обращается все больше людей. И не потому, что стало больше нарушений, просто люди понимают, что правды добиться можно. Что ее надо добиваться самому, ни на кого не уповая. На мой взгляд, это хорошая тенденция, оптимистическая.
Наша справка
Комиссия по правам человека при Президенте Чувашской Республики образована в 1997 году. Председатель – Н.И. Петренко, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института, доктор юридических наук, профессор. Комиссия ведет прием населения еженедельно, на прием можно записаться по телефону 39-35-69.