Закоулки заповедной зоны

navigate_before
navigate_next

Повезло Мариинскому Посаду: он вправе дважды отмечать День города. Впервые в летописи это место упоминается в 1620 году как село в устье двух речек – Верхняя и Нижняя Сундырка. Однако отсчет годам принято вести с 1856-го, когда государь всея Руси Александр II по ходатайству здешних купцов пожаловал селу статус города и назвал его в честь супруги императрицы Марии Александровны. Кстати, те «продвинутые» по нынешним меркам купцы, которые 12 лет ждали царского указа, в городке на Волге не только работали, но и жили. И оставили потомкам чудный уголок – памятник градостроительства и архитектуры 18-19 веков.

Натура во всей красе

Даже в московских путеводителях его называют «городом яблонь и садов». Пафоса в приглашение напустили: «Открой для себя малый городок на Волге под славным названием Мариинский Посад с его старинными улочками и домами, удивительными мастерами и горожанами, чувашскими и русскими художественными коллективами, разнообразными событиями и праздниками, прогулками по Волге, восхождением на легендарную Государеву гору».
Экскурсовод краеведческого музея Валентина Николаевна Азарова заметила: «Можно было бы и поизящнее. Популярность городка растет. Прошлым летом накатил туристический бум – не успевали разжигать старинный самовар для гостей с теплоходов. Говорят, и нынче заключено достаточно много договоров с турфирмами. Как будем с гостями управляться, даже боязно, как бы не посрамиться».
Почему профессионалам боязно? Об этом сказ чуть позднее. Оказывается, всем интересна программа «Марпосад купеческий». В сентябре в музей «заехала на час» делегация из общины «Христианская молодежная деревня Хайденау». Для чопорных и очень уж серьезных гостей из Германии организовали экскурсию по дому купца Соснина, музею купеческо-мещанского быта. Все проходило чинно, по протоколу. «А когда вышли на улицу, то эмоций уже было не унять, – рассказала В. Азарова. – Мы подыграли иностранцам: пустили по местному Арбату переодетых культработников. Пышные барышни с кавалерами прогуливались, а на балконах купцы чаи гоняли. Все как бы взаправду происходило. Не додумались записанные гудки пароходов включить. Полная идиллия былой жизни. Знаете, еще битый час гости фотографировались с «купцами» на память».
Как-то артисты чувашского ТЮЗа работали на этой площадке на съемках видеофильма «Купец Ефремов». Довольные, приговаривали, мол, и декораций не понадобилось. Взахлеб утверждали, что «здесь можно погрузиться в старину». Теперь марпосадцы мечтают, что киношники зачастят в их картинный городок на Волге на съемки натуры.
Впрочем, пешеходной зоне и десяти лет еще нет, а она все как новенькая, точнее сказать, как старенькая. Ее оборудовали в 2001 году в рекордный срок – за месяц и пять дней. Успели к Первому межрегиональному фестивалю малых исторических городов Поволжья. В диковинку было, когда возвращалась старина: асфальт заменили брусчаткой, построили эстраду с площадкой для отдыха и небольшой бассейн с декоративным фонтаном, разбили цветники. Говорят, былое повторилось. По утверждениям старожилов, у купцов Сосниных до революции был ухоженный сад с фонтаном. Они владели несколькими домами: один из них по улице Набережной сгорел, в остальных ныне размещаются детская школа искусств, Дом культуры и районная библиотека. Уютно им на площади Культуры. Символично, что после реконструкции здания здесь создан центр туризма и ремесел с помещениями для организации выставок, ярмарок, народных праздников и гуляний.

Предания старины глубокой

Торговлей в Мариинском Посаде занимались и братья Соснины – Степан Филиппович и Иван Филиппович, который даже был «головой» города с 1911-го по 1917 год. Наиболее богатыми торговцами также были купцы С. Забродин, Г. Волчков и другие. Немало своих средств они вкладывали в постройку школ и в иные благотворительные проекты, оказывали помощь городской библиотеке. Вот один из любопытных документов в музее. В ноябре 1904 года в Чебоксарскую уездную земскую управу обратилась купеческая вдова Елизавета Короткова: «Желая сдать в земство мною отстроенную в Мариинском Посаде лечебницу для неизлечимо больных и хроников вместе с инвентарем и капиталом в 10 тысяч рублей, а потому имею честь просить назначить для сего прием в декабре месяце и о дате меня известить». Кстати, Елизавета Петровна была представлена к государевой награде за благотворительность – о том сохранился документ из канцелярии казанского губернатора. Такой след о себе оставило купечество, но участь его представителей печальна. После революции шестерых купцов расстреляли и в их числе, предположительно, братьев Сосниных. Ржавый, покосившийся крест без таблички у Троицкого собора якобы был поставлен в память обо всех убиенных. Жаль, коротка людская память, и это место заросло сорняками и утопает в мусоре. В мэрии якобы и не слышали об этом.
Зато туристам раздолье. Вдоль и поперек исходили они пятачок между двумя храмами. Потом книгу отзывов исписали. «Просто удивительно. Как это прекрасно. Живая душа во всем. Спасибо!» – так вдохновилась переводчица Библии Ева Лисина. Немало теплых слов о городке нашли трехкратная олимпийская чемпионка Тамара Пресс, посол Намибии, получивший в подарок кисет и сувенирные валенки, группа ученых с Дальнего Востока, делегации из Вьетнама и Кореи, артисты из Египта и Индии, а также москвичи, калининградцы и многие другие. Впору покупать карту мира и на ней флажками отмечать места, откуда заезжие гости. Экскурсовод призналась, спозаранку она любит послушать радио. Верная примета: если в Чебоксарах какой-то съезд или фестиваль, то жди приезда делегации. Только вот проблема: все активнее местный туризм выходит на международную орбиту, а в городе почему-то до сих пор нет гостиницы. Почему-то в купеческих особняках разместились конторы. Для чиновников, наверное, хорошо. Жаль, о гостях не подумали.

Не прячь за высоким забором

Нижняя часть города – это заповедная зона. «Туда просто так зайти и построить все, что угодно, это абсурд, – заверял глава администрации А. Мясников. – Ни в коем случае нельзя». Однако в жизни все иначе. Городу все труднее сохранять колорит и самобытность. Есть карта исторической части. Там все действия должны происходить только с разрешения в том числе и отдела культуры. Но не всегда так получается. Лакомый кусок приманивает.
Дальше разговоров не продвинулась проблема водоотведения. Оказывается, в старой части города при реконструкции дорог не раз натыкались на старые трубы в земле. Но эти стоки предназначались не для того, чтобы сливать грязную воду. Многие купеческие дома имеют подвальные этажи. Рядом устья двух речушек. Поэтому прежние хозяева выстроили дренажную систему из дубовых желобков. Старожилы об этом тоже предупреждали. К сожалению, дорожники делали свое дело и порушили систему. Теперь некоторые подвалы подтапливает.
Еще об одной сложности мэр поведал. Будто администрации города нелегко влиять на новых хозяев. Те что хотят, то и воротят. На Набережной улице, например, выросло два дома. За высоким забором стоят, выбиваются из сложившегося архитектурного ансамбля. Даже министр культуры Р. Лизакова по этому поводу высказалась эмоционально: «Все равно что в ряду зубов поставили два золотых».
Получается, частный сектор диктует свои порядки? Понятно, некупеческие особняки не вошли в реестр памятников, но они от этого не менее ценны. Ведь благодаря им создается типаж уютного провинциального городка позапрошлого века. Мясников на правах градоначальника непоколебим: «В нижней части города надо работать очень аккуратно». Кто бы спорил с мэром. Впрочем, наверное, он не знает, что в 2001 году, когда в спешном порядке обустраивали Арбат, бюджет выделял миллионы на реконструкцию ливневой канализации с дренажем и очистными сооружениями.
Забыто и еще одно глобальное событие. Под эгидой Европейского совета по селам и малым городам в 2002 году проводился семинар по проблемам сохранения облика малых исторических городов Поволжья. В решении было записано: «Одобрить и поддержать разработку программы развития г. Мариинский Посад. Продолжить работу по данному проекту с выходом на сельские территории и развитие туризма». Впрочем, улыбку вызывает рекомендация господ из Европы включить в работу общественного совета города мероприятия по организации конкурсов, выставок, а также: «Собирать в экологически чистых местах лечебные и пряные травы, сушить их с целью продажи приезжающим туристам и местным жителям».
Пока же на сайтах пестрят объявления о распродаже земли в Мариинском Посаде. Вот хозяин завлекает: «Участок расположен на возвышенном берегу Волги, с которого открывается красивейший природный ландшафт и великолепный вид. Это историческое место имеет свое название – «Государева гора».
Кстати, один особняк уже выстроен в заповедной зоне. Теперь из-за него хоть меняй герб города. К тому же заколоченное строение захватило самое просматриваемое со всех точек место. На нем предполагалось установить памятник императрице. Видно, Богу было неугодно, здание, говорят, трещит по всем швам. Самоуправство наказано самой природой.

Наша справка

Мариинский Посад – классический купеческий провинциальный город, почти не тронутый двадцатым веком. Его архитектура удивительно гармонирует с окружающей природой и создает ощущение уюта. В 1726 году был построен Троицкий собор, через четверть века – церковь Казанской Иконы Божией Матери. Выдающийся русский географ П. Семенов­ Тян-Шанский в Географическо-статистическом словаре Российской Империи отмечал: «В 1859–1862 годах в Мариинском Посаде ежедневно грузилось разных товаров в количестве 250 тысяч, в том числе 100 тысяч пудов зерна, много леса, дров, деревянных изделий, рыбы». Ныне в городе и районе 11 памятников истории и культуры, 31 – архитектуры, 11 – археологии.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.