Мечта всегда крылата
С заветной поры прошло 16 лет, а Александр Агатеев все не может налетаться, надышаться радостью парения под облаками. Детская мечта стать пилотом исполнилась в зрелом возрасте — в 37 лет. Такое представить сложно, но оказалось, что в жизни все возможно, если не изменять мечте и не опускать руки. Пусть он не сел за штурвал самолета, а стал лишь парапланеристом, все равно считает себя счастливым человеком.
Наперекор судьбе
В 2003 году у Александра обнаружили рак щитовидной железы. Несмотря на проведенную хирургическую операцию, благоприятного исхода врачи не обещали. После облучения выпадали волосы, мучили адские боли. «Причем болели и тело, и душа, — вспоминает Александр, — нервы были ни к черту, началась депрессия».
Сам себе он отмерил максимум два месяца жизни. Бессонными ночами прокручивал в голове эпизоды из прожитого. Вспомнил, как мечтал в детстве стать космонавтом или летчиком. Хотел до самозабвения, готовился к поступлению в летное училище, увлекался дзюдо и плаванием. Перед получением школьного аттестата решил, что ему не хватает рельефных мышц. Стал заниматься штангой, но переусердствовал, надорвался и впервые оказался под скальпелем хирурга. Теперь о кабине пилота можно было забыть.
А вот в авиационно-инженерный институт медкомиссию Александру все же удалось пройти, экзамены сдал успешно. По окончании вуза служил инженером метеослужбы в Борисоглебском летном училище, где готовили пилотов истребительно-бомбардировочной авиации. Затем перевелся во Владимир, в вертолетный полк, где освоил прыжки с парашютом, стал инструктором.
В 1994 году капитан Агатеев оставил авиацию и перевелся в систему военкоматов Чувашской Республики, поближе к родителям. Спустя некоторое время окончательно оставил службу, чтобы заняться бизнесом. Ведь зарплату офицерам не платили по полгода, семью содержать было не на что, авторитет армии опустили до того, что носить погоны стало зазорно. Пробовал себя в производстве, в «купи-продай». Дела шли с переменным успехом. В итоге встретился подходящий партнер. С нуля создали крупную по местным меркам торговую компанию — начали зарабатывать. Так продолжалось пять лет. Пока в жизнь не вмешалась болезнь. И теперь как никогда захотелось исполнить первую детскую мечту — подняться в небо.
Взлетать непросто
Рассчитывать можно было только на сверхлегкие летательные аппараты, похожие на двухоболочковые парашюты, которые стремительно входили в моду. Александр стал искать информацию о парапланах и парамоторах. Просидел неделю перед монитором компьютера, и все встало на свои места. Оставался лишь один вопрос, а точнее, два. Первый — параплан приобретать или парамотор? И где их найти?
В Интернете случайным образом попался контактный телефон пилота из Самары Виктора Пылявского. Позвонил… Это было весной 2004 года. Познакомились. Рассказал о своей мечте и открывшейся проблеме. Пылявский ко всему отнесся с должным пониманием — отговаривать не стал, а выбор предложил остановить на парамоторе: «С мотором полетишь куда захочешь, а на параплане только туда, куда ветер понесет». Посоветовал связаться в Чебоксарах с пилотом-фотографом Валерием Тимофеевым.
Тот оказался отзывчивым человеком. К тому же Валера обладал отличными организаторскими качествами, был смелым и скорым в принятии решений. Через пять минут телефонного общения предложил попробовать «стать на крыло» сначала без мотора. Местом для дебютного полета выбрал гору Аламнер, что в 10 километрах от Козьмодемьянска. К компании присоединился и энтузиаст неба Алексей Яковлев.
Перво-наперво надо было научиться отрываться от земли. Три с половиной часа Агатеев промучился, но ничего не получалось. Будучи опытным парашютистом, он прекрасно управлялся со стропами, но взлет не давался. Все решили несколько советов Яковлева, который оказался прекрасным педагогом. Взлет состоялся. А дальше Александру было все знакомо — он не боялся приближающейся земли, мог выполнять развороты, приземляться.
Он так вспоминает эти моменты: «Состояние счастья и восторга не покидало меня, но было что-то еще и новое. Мой организм стал другим. Я не испытывал больше никакой боли. Болезнь ретировалась. Пока не налетаюсь, из жизни не уйду — вот такая мысль засела в голове. И с ней я уже не расставался. Оказалось, что реализованная мечта способна излечивать любые раны».
КСТАТИ
В жизни Александра Агатеева есть много других радостных моментов. Он многодетный отец, а не так давно, в канун полувекового юбилея, супруга Ольга подарила ему дочку. Назвали ее Даная, что значит данная богом. Сейчас малышке четыре года, и она не упускает случая понаблюдать за тем, как папа взмывает в воздух на парамоторе. Снимки Даная делает пока только с земли, но и у нее мечта о воздушной фотографии тоже обретает крылья…
О своих первых успехах Агатеев доложил Виктору Пылявскому по телефону, а заодно поинтересовался, где можно купить парамотор. Тот посоветовал поехать в Серпуховской район Подмосковья, к его другу Александру Шаковцу. Александр не просто поехал, а помчался туда и стал обладателем заветного крыла и мотора известной фирмы. Причем «игрушку», которая стоила, как автомобиль, Шаковец отдал ему без оплаты, под честное слово Виктора. В такое верилось с трудом.
Александр вернулся в Чебоксары и, собрав за неделю необходимую сумму, отправился в Самару, чтобы рассчитаться с Виктором. Заодно посетил выставку его фотографий, сделанных с воздуха. Это были фотографии уцелевших православных храмов дореволюционной постройки. Полученные в той поездке ощущения наложили отпечаток на его мировоззрение и дальнейшую судьбу.
На грани фантастики
— В полете на парамоторе, когда ни дорога или тропинка на земле, а все обозримое пространство становится твоим, открывается необычный ракурс красоты, все мирские проблемы уходят на второй план, — уверяет Александр Агатеев.
Впервые он ощутил это, поднявшись высоко в небо в районе деревни Сидельниково. Из-за туч и облаков открывались удивительные пейзажи. Словно на ладони были и Чебоксары, и Мариинский Посад, ГЭС, леса, озера, реки Волга, Кокшага, мелкие протоки и озера. Появилось желание поделиться этим восторгом и радостью с теми, кто остался внизу.
— Мое желание одобрил Валерий Тимофеев, с которым мы крепко подружились и строили совместные планы. Безмерно жаль, что Валеры с нами уже нет, он разбился в одном из своих многочисленных полетов. Но его воздушные фотоснимки долго будут радовать людей, помогать лучше понимать мир, в котором мы живем, — говорит Александр. — Валерий Тимофеев успел издать прекрасный фотоальбом с видами Чебоксар, открывающимися с высоты птичьего полета. Мы мечтали сделать подобные альбомы о каждом районе Чувашии…
В одиночку это сделать сложно, хотя любая мечта осуществима, если она того стоит. Несколько лет назад состоялась первая выставка моих работ. Это была попытка подвести некий итог, чтобы понять, куда двигаться дальше. Реакция тех, кто пришел на выставку, подсказала, что я на правильном пути. Запоминающийся кадр в автоматическом режиме, даже если в руках дорогущая камера, не сделаешь. Необходимо знать, что ты хочешь запечатлеть, тщательно к этому готовиться, необходимо учитывать массу нюансов, включая скорость полета, расстояние до земли. Иначе ничего не получится или будет банальная аэрофотосъемка. Нужно жить и дышать на грани фантастики. Надеюсь, что буду снимать и летать еще долго, и все у меня получится…
Фото: Александр Агатеев — и пилот, и бортмеханик, и фотограф в одном лице.