Просматривая очередной спектакль в Русском драматическом театре, заезжий критик во всеуслышанье заявил: «Да вы просто не подозреваете, с кем работаете! Рядом с вами – феномен русской сценической речи, такую теперь разве что в Малом театре можно услышать!» Театровед говорил об актрисе Татьяне Яфановой. Сегодня Татьяна Петровна отмечает юбилей.
Носительница заповедного русского языка родилась в селе со смешным названием Кошки, что в Самарской области. А по поводу правильной сценической речи актриса вспоминает такой эпизод из своей жизни. Приехал к ним в студию при Куйбышевском (сейчас Самарском) театре наш земляк Николай Мордвинов. Студенты смотрели на него, разинув рты, в надежде узнать секрет его неотразимости. А эта театральная глыба вдруг завел разговор именно о культуре речи. Как о главном условии пребывания на сцене. Татьяна Петровна на всю жизнь запомнила его слова о том, что актер должен преподносить зрителю слова, «как на блюдечке». И что для этого необходимо работать над собой каждый божий день. Она теперь это говорит и своим студентам в Чувашском государственном институте культуры и искусств, где именно сценическую речь и преподает. Но студенты, бывает, и огорчают, не всегда дается им это самое «блюдечко», тем более каждый божий день.
В Русском драматическом актриса уже более сорока лет. Как и многие актеры, счет ролям не ведет и за амплуа не держится. От фабричной девчонки еще со студенческих лет всегда легко могла перейти к комедийной мадам. Но были и такие роли, за которые она благодарна судьбе, а ее зрители – непосредственно ей самой. Это роковая Вера Шеина в спектакле по «Гранатовому браслету» Куприна, взбалмошная Елена Попова в чеховском «Медведе», породистая Дезире в «Улыбках летней ночи» Ингмара Бергмана. Есть и вовсе особая роль в ее жизни, это Москалева в «Дядюшкином сне» по Достоевскому. Она потребовала и драматических высот, и необычайного гротеска. За эту роль Татьяна Яфанова получила «Узорчатый занавес» как лучшая актриса.
Опубликовано: 23 января 2010 г.