Годом основания Цивильска считается 1589-й. С тех же пор, говорят, здесь каждый год собиралась ярмарка, названная впоследствии Тихвинской, поскольку происходило это событие рядом с одноименным монастырем. Тут же проходил знаменитый тракт, нареченный народом Владимиркой. В 1910 году ярмарочную площадь с городом связал мост. Он служит и сегодня и, по свидетельству ветерана Волжской автодороги Анатолия Садикова, на его памяти ни разу не ремонтировался, даже штукатурка держится до сих пор. Строили, говорят, немцы. В 1912 году на ярмарке, в деревянном балагане цивиляне впервые увидели кино. Народный художник Чувашии Никита Сверчков писал: «В балаганах выступали циркачи, клоуны, которые нередко высмеивали и представителей царской семьи: После ярмарок разговоров хватало на весь год, пока какое-нибудь новое событие не захватывало наши сердца». Словом, красной датой в жизни Цивильска и округа была эта ярмарка. Традиция дожила до наших дней.
Кроликовод свинарей обхитрил
Михаил Илларионов приехал из Кугесь. Рекламирует свой товар убедительно — говорит, что кролики выгоднее, чем свинья. Число ушастых у него доходит до 150 штук. Это от 4-5 самок, которые приносят каждый месяц по 10-12 крольчат. Так вот, за прошлое лето дядя Миша, пенсионер, от продажи своих питомцев получил где-то 5000 рублей. «На эти деньги, — говорит он, — можно взять двух свиней на мясо. При этом поросенок, пока подрастет, съест больше, чем стоит сам, кролики же в основном подножным кормом обходятся. А если выращивать только для себя, и 30 голов достаточно. На мясо на зиму обычно столько и оставляю. И вполне хватает». Да еще за каждую сданную шкурку в среднем 15 рублей получает.
Его добросовестная реклама неплохо действует. Привез тридцать штук, за пять часов после открытия ярмарки половину продал. За 50 рублей без слов берут. Так что тысчонку дядя Миша за день, похоже, наберет. И последователей его промысла прибавится.
Индюку — зеленый свет
Рядом с кролиководом — еще одна площадка торговли живностью. Здесь разместилась продавщица Урмарской птицефабрики. Цыплята бройлерные, голландские — привычный товар. Знаем, что фабрика выращивает еще и гусей. Но гусята на ярмарку не попали — их уже там, в Урмарах, разобрали. А вот утяточки приехали. Милые, мохнатенькие. Хорошо расходятся.
Главная же экзотика урмарцев — индюшата. Берут, но осторожно, после немалых раздумий. А один какой-то крутой покупатель взял парочку: пусть, говорит, во дворе для красоты бегают, детей радуют. Под Новый год, рассказывает продавщица, такие же «новые русские» в Урмары за индюком специально приезжают. Птица эта, оказывается, очень неприхотливая. По данным портала о фермерстве https://vseoferme.com, за сезон самка набирает 7-8 килограммов, самец — 10-12. В своем магазине фабрика реализует индюшатину по 70 рублей за кило. И деликатес не залеживается. Можно приобрести и взрослых индюков: за 350 рублей — самку, за 500 — самца.
Урмарское население эту птицу признало, хотя фабрика разводит ее лишь второй год, а на ярмарку вывезла впервые. Теперь грациозный индюк, похоже, зашагает по всей республике. Так что индюшатину под Новый год увидим и на чебоксарском рынке.
Райпо без местной марки
Ярмарка — это и возможность показать свой товар. Но тут бесполезно было искать вещи с цивильской маркой. В райповских лавочках в такую-то жару даже пива местного производства нет. Зато привозное, например, «Букета Чувашии», на рубль-полтора дороже, чем в Чебоксарах. Только один магазин, частный «Водолей», то же пиво за 7, 8 рублей продает. «Хозяин сказал, — говорят девушки-продавщицы, — что так на обороте выиграем». И правда, им, в отличие от райповских торговцев, присесть некогда.
И поесть — цены чуть ли не ресторанные. Вот, например, в сколоченном из досок, как сарай для дров, заведении от столовой № 4 райпо: порция родного какай ш.рпи стоит 21 рубль, окрошки — 9. А хочется видеть тут красивенькую палатку с пластиковыми столиками и креслами под тентом. Что ж, слабо оперяется наша кооперация, сказал бы поэт.
Целый день без толку
Так говорят эти милые дамы — мать с дочерью. Они — частные предприниматели, приехали из Чебоксар, бросив свою торговую точку. Вот уже пять вечера, а они практически ничего не продали. Покупателей нет, одна ребятня болтается. «В субботу, — говорят женщины, — надо было ярмарку открывать, а среди недели, в четверг, какой толк». Но надеются, что повезет завтра. Поэтому здесь же, в своем фургончике, переночуют. А тем, кого просто подбросили на машине, придется спать прямо на траве рядом со своим товаром. Такой ярмарочный сервис. Зато, острят торговцы, романтика.