Газета «Берлинер цайтунг» рассказала об офицере из Чувашии, спасшем пассажиров поезда
Подполковник в отставке, ветеран КГБ Дмитрий Павлов уже много лет на пенсии, но по военной выправке и командирскому голосу в нем без труда узнается служивый человек. Уроженец Яльчикского района, представитель большой военной династии Павловых, насчитывающей без малого почти 500 лет воинской службы, 76-летний офицер до сих пор в строю. Вот уже несколько лет он руководит одной из комиссий региональной ветеранской организации ФСБ России по Чувашии. «Мои старики уговорили меня поделиться воспоминаниями. Сам о себе рассказывать не привык», — лаконично заявил подполковник.
Про себя Дмитрий Флегонтович говорит, что родился в окопе. В ту пору, в октябре 1941 года, его мама Зинаида Ксенофонтовна на последнем месяце беременности копала окопы 2-го оборонительного рубежа в Яльчикском районе — старики и женщины в Чувашии строили укрепления на случай, если немцы прорвут оборону под Москвой. И отец Флегонт Павлович, и оба деда были военными, ушли на фронт.
Детство, вспоминает подполковник Павлов, было голодным и безрадостным: «Есть было нечего, 4-5-летним ребенком собирал гнилые картофелины, ботву. Так и выживали». С малых лет работал в деревне пастухом — дали палку, 240 колхозных овец и — вперед. В 4 утра вставал, чтобы овцы до жары успевали поесть. Настоящим счастьем для мальчишки стали кирзовые сапоги — их в шестом классе ему подарил отец. Прежде-то и зимой, и летом приходилось в школу в лаптях ходить. «И вот тогда я дал себе клятву: стану военным человеком и буду всегда носить сапоги», — рассказывает офицер.
…Закончившему Ульяновское военное училище связи молодому офицеру довелось налаживать засекреченную правительственную связь. «Дело это было крайне ответственное и важное, — говорит Дмитрий Павлов. — Без связи, пока не будет команды сверху, как известно, ни один солдат с места не сдвинется». Много где довелось послужить кадровому военному Павлову: и в Туркмении, и в Германии, и на Украине, и в Венгрии. Не раз, признается, случалось рисковать. Один из таких случаев, например, произошел в Германии в 1970 году.
Как-то после сильного урагана вместе с пятью солдатами Дмитрий Павлов выехал налаживать поврежденную линию связи Берлин — Москва. Приехав на место, военные увидели, что несколько огромных стволов сосен лежали поперек железной дороги и загромождали путь поездам. Вооружившись пилами, солдаты вместе с офицером под проливным дождем расчистили железную дорогу и только было присели отдохнуть, как из-за поворота появился пассажирский поезд из восьми вагонов. Не успей они убрать деревья с пути, вагоны сошли бы с рельсов…
«Наутро нас нашел немец-железнодорожник, достал из вещмешка буженину с салом и раздал моим солдатам. Посмотрел номер нашей машины и пошел дальше, — рассказывает Дмитрий Павлов. — А через несколько дней в немецкой газете «Берлинер цайтунг» вышла статья под названием «После урагана» — про то, как русские солдаты и офицер не допустили гибели пассажиров. Чуть позже об этом же случае написала газета «Красная звезда». Помню, эту газету повез я отцу. Вот он удивился! Пошутил еще: мы с немцами воевали, а ты спасаешь. А я ему в ответ: так жизнь другая пошла, папа. К сожалению, тот номер у меня не сохранился».
Став офицером, Дмитрий Павлов не бросал мысли продолжить обучение и поступить в вуз. Как-то, отправившись в очередной отпуск со службы, он оказался в одном купе с двумя профессорами Чувашского госуниверситета. Молодой офицер поведал о своем желании учиться. На что один из профессоров сообщил, что на следующий день принимает вступительные экзамены, и пригласил его попробовать поступить.
Экзамены на исторический факультет абитуриент успешно сдал и начал учиться заочно. «Стал думать, как быть. Служил я во Львове, как же заниматься и готовиться к сессии в Чебоксарах? — рассказывает Дмитрий Павлов. — Выручила смекалка. Я ходил на вечерние занятия вместе с очниками в Львовский университет имени И. Я. Франко и, приезжая в Чувашию, без проблем сдавал все экзамены!»
Вслед за старшим братом военную профессию выбрали еще семь его братьев и две сестры. «Я всех повел за собой», — гордится подполковник в отставке. Со службой в органах безопасности связал свою жизнь и сын Дмитрия Флегонтовича.
Мужскую жизненную программу подполковник Павлов выполнил и перевыполнил: построил дом в родной деревне Новое Тойдеряково, вырастил сына и дочь, а сколько деревьев посадил — и не сосчитать.