Лазарет временного пребывания

Первое в Чебоксарах лечебное учреждение было открыто 31 октября 1807 года (по новому стилю – 12 ноября) с разрешения казанского губернатора Б. Мансурова.
Это был «лазарет для временного пребывания проходящих через сей город больных военнослужителей». Первоначально его разместили в двух наемных домах, а для его содержания Чебоксарская городская дума выделила 50 рублей. Двумя годами позже купили деревянный дом, в котором было 10 коек. В 1830–1840-е за год тут лечилось от 80 до 100 человек. В 1837 году больница сгорела, и для пользования больных был нанят частный дом Агафьи Солуяновой. В это же время началось строительство нового здания. В мае 1840 года в нем была открыта Чебоксарская окружная лечебница на 50 коек, находившаяся в ведении Казанского губернского приказа общественного призрения. В ней было 10 палат с кроватями, тумбочками, шкафами, пациентам выдавали казенное белье, одежду, обувь, им выделялась посуда.
Сохранился журнал, по которому можно определить, от чего лечили пациентов. В ту пору болели чахоткой, ревматизмом, падучей – эпилепсией. Лихорадка была отдельным диагнозом и отличалась от горячки. Упоминаются гноетечение из уха, воспаление глаз и грудной плевы, сифилис. Лекарства отпускались из частных аптек Александра Гельмана, Дмитрия Бухгольца. Список «аптечных припасов» представляет немалый интерес для наших современников. В нем числятся «вино хлебное и виноградное, уксус, масло, ртуть, хинная соль, ревень, шалфей, мед, молоко».
Военнослужащие, отставные солдаты, арестанты лечились за казенный счет, а вот частные лица платили сами. Если крестьянин не мог заплатить сам, то за его лечение взыскивали с крестьянского общества или с помещика, бывало, и по суду. Но особо бедных, по ходатайству доктора, иногда лечили за счет больницы. По сравнению с нынешними временами кормили больных неплохо. Для них полагались так называемые «порции»– ординарная, средняя, кисельная и экстра. По ординарной порции в сутки полагалось 2 фунта печеного хлеба, 1 фунт говядины, а в постные дни – рыба, по экстра-порции – по 1/4 курицы, белый хлеб, молоко. В рационе были также крупы и овощи.
Заведующего больницей назначала Чебоксарская городская дума. Он закупал продукты, утварь и лекарства, отчитывался перед Думой о приходе и расходе денежных сумм. Больных пользовали лекари с помощниками – младшими лекарями и повитухами. Чтобы стать повивальной бабкой, Аграфена Федорова окончила повивальный институт при Московском воспитательном доме. О ней в документах сказано, что «бабка Федорова приняла на верность службе присягу и состоит под особым Высочайшим покровительством. Во время бытности в повивальном институте подала помощь 201 роженице и исполняла все обязанности опытной повивальной бабки с наилучшим успехом».
В. ПИТЕРНОВА,
главный специалист Государственного исторического архива Чувашии.

Опубликовано: 19 ноября 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.