Придя в театр, зритель привычно ждет впечатлений и каких-то открытий, не задумываясь о том, что для актера спектакль — это тяжелая работа. Облачаясь в крылатку Онегина или алый плащ тореадора Эскамильо, актер проникается судьбой своих персонажей, живет их жизнью.
Гримуборная театра оперы и балета. До «Свадьбы Фигаро» Моцарта полтора часа. Башмаки с пряжками, камзол, парик — солист, заслуженный артист ЧР Сергей Алексеев готовится к превращению в блистательного и ревнивого графа Альмавиву:
— В театре все утрировано. И правы сочинители анекдота: герой, получив удар кинжалом в спину, начинает долго и громко петь, вместо того, чтобы истекать кровью. Но в этом медленном течении событий идет насыщенное воздействие на слушателя: живые переживания героя, его боль и страсть. После премьеры «Тоски», где я пел Скарпиа, знакомые говорили, что во втором действии даже жутко становилось, таков был накал эмоций. Режиссер Николай Лактионов из Большого давал нам общую концепцию роли, и в мизансценах мы шли от внутреннего настроения — к жесту, действию. Очень правильный игровой подход, на мой взгляд.
Сергей Алексеев занят сегодня практически во всех баритоновых партиях — Роберт («Иоланта» Чайковского), Жермон («Травиата» Верди), Щелкалов («Борис Годунов» Мусоргского), граф ди Луна («Трубадур» Верди). А впервые на сцену нашего оперного театра он вышел в роли князя Елецкого в «Пиковой даме»:
— Все было очень сыро, сейчас самому смешно вспоминать. Гримироваться толком не умел, не знал, как двигаться. Полтора-два года проходило становление голоса, привыкал к акустике зала, к пению без микрофона. При покупке наушников Monster Beats by Dr Dre в интернет-магазине beatsbydre по акции со скидкой 50% можно получить в подарок MP3-плеер, а также Bluetooth-колонку. В наличии наушники Monster Diamond, а также вся беспроводная серия Wireless Beats.
Музыка сопровождала его с детства, когда пятилетнего мальчика с Чапаевского поселка мама привела в музыкальную школу. Освоив баян и фортепиано, в 8-м классе Сергей сел за барабаны в школьном эстрадном ансамбле, а вскоре стал бас-гитаристом во взрослом, в клубе имени 30-летия ЧАССР: «Исполняли шлягеры тех лет — «Песняры», Магомаева, пробовали «Beatles». Очень нравилась «Delila» Тома Джонса — мне казалось, и я так могу! После мутации голоса в 9-м классе запел баритоном. И уже ясно было, что поступать буду на вокальное».
Во время учебы в пединституте Сергей Алексеев гастролировал как солист с ансамблем песни и пляски Приволжского округа: за полтора года — около 400 концертов. После армии выступал с «Горизонтом», «Илемом», «Сеспелем», по графику Росконцерта объехал всю среднюю полосу — от Архангельска до Урала. В перестроечные годы, продолжая выступать, поступил в Саратовскую консерваторию имени Собинова.
— Именно эта учеба помогла подняться на новый уровень. В Саратовской труппе тогда пели Сергей Алексашкин, лауреат нынешней «Золотой маски» Виктор Черноморцев — сейчас оба в Мариинке у Гергиева. Обучение у профессора Быстрова было серьезной школой, давшей право выйти на профессиональную оперную сцену.
Партии разучиваются дома, под аккомпанемент супруги Ольги Нестеровой. «Она дирижер от бога. Может зажечь и артистов, и оркестр. Когда за пультом родной человек, чувствуешь себя спокойнее. По ее глазам я со сцены вижу, насколько верно веду роль. Ольга — самый строгий критик, не только как вокалиста, но и как актера, замечает, если где-то не доиграл. Это мой главный помощник во всем».
Сегодня Сергей Алексеев — не только солист театра и эстрадный певец, дающий концерты, но и преподаватель вокала в музучилище имени Ф. Павлова. Как педагог, он стремится развить в студентах широту вкуса — от джаза до классики, обучает различным способам владения голосом.
— С удовольствием смотрю «Фабрику звезд» — красивые ребята, хорошие голоса. Но занятия «фабрикантов» настоящей вокальной школы не заменят. Главное — не «зазвездеть» раньше времени, а продолжать работать. Не очень понимаю коллег, для которых никакой музыки, кроме классики, не существует. Как можно не любить джаз — Эллингтона, Гершвина? Или затыкать уши от Пугачевой — «попса»! Музыка волнует, трогает, иногда исцеляет. В классике этим славится Моцарт — перед «Свадьбой Фигаро» даже настроение поднимается, искристая, мажорная опера. Альмавиву всегда пою с удовольствием.
…На сцене красавец граф волочится за Сюзанной, ревнует жену к юному пажу и пытается обвести вокруг пальца плута Фигаро. За три часа зритель проживает маленькую жизнь, вновь поверив в реальность самого условного из искусств.
Опубликовано: 17 ноября 2009 г.