Берег открыл свои тайны

Если бы не своенравная Сура, размывающая берег, то древнемордовский могильник (5-8 вв. н.э.) у деревни Иваньково Ядринского района долго бы дожидался своего часа. К счастью, исследователям он известен с 19 века. Изначально находки выявлялись в результате обрушения коренной береговой террасы, на которой и располагается могильник.
Как сообщил ведущий спе-циалист-эксперт сектора объектов культурного наследия Минкультуры Сергей Краснов, стационарные исследования этого объекта были начаты в 1926 году Средневолжской археологической экспедицией Государственной академии истории матери­альной культуры под руководством П. Ефименко. В 1957 г. могильник раска­пывался Чувашской археологической экспедицией Института археологии Акаде­мии наук СССР под руководством Н. Трубниковой.
Однако наиболее значительные работы проведены в 1969-1972 гг. одним из отрядов Чебоксарской археологиче­ской экспедиции под руководством Р. Ворониной. Эта экспедиция была создана специально для исследования объектов археологического наследия, попадающих в зону затопле­ния Чебоксарской ГЭС.
Предполагалось, что при заполнении водохранилища до проектного уровня (68 м) могильник активно разрушался бы водами водохранилища. Известно, что пойма Суры вплоть до Шумерлинского района на­ходится в зоне затопления. Во избежание этого значитель­ная часть территории могильника была полностью раскопана. Это подтверждают недавние охранные работы и результаты мониторинга. По описанию исследователей с приложением соответствующих фо­тографий, один из участков был полностью покрыт буграми и ямами, сле­дами деятельности археологических экспедиций. Всем известно неписаное правило: археологи, сохраняя еще неизученные ценности, обязательно «укроют» раскопы – сделают рекультивацию земли. По заключению специалистов, в связи с полной исследованностью земель­ный участок не представляет интереса с точки зрения археологии.
В связи с этим требуется существенное пояснение по Иваньковскому древнемордовскому могильнику. Правительством республики (постановление от 29 октября 1993 г. № 372) в качестве объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) под государственную охрану принят не конкретный земельный участок, а памятник археологии. То есть «объект недвижимого имущества, представляющий собой цен­ность с точки зрения археологии» (статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). В Минкультуры по этому поводу также уточнили, что в соответствии со стать­ей 49 указанного закона «памятник археологии» и «земельный уча­сток, в пределах которого он располагается», находятся в гражданском обороте раздельно. Это предполагает, что после раскопок объекта археологического наследия или части ее территории на иссле­дованных участках возможны строительные работы.

Опубликовано: 15 октября 2009 г.


Читайте также:

Один Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.