Нецелевое использование бюджетных денег — серьезное преступление. Конечно же, знал об этом и директор МУП «Алатырский водоканал» Валентин Паршуков. Однако рискнул…
МИЛЛИОНЫ ПОШЛИ НА «ЗАПЛАТКИ»
В ноябре 2005 года появилась великолепная возможность наконец-то реконструировать в Алатыре водозаборные сети и ковшовый водозабор, чтобы ил его не забивал. Предполагались и замена трубопровода, и пуск новейшей установки «Аквахлор» для очистки питьевой воды. Для населения города это настоящий подарок, тем более когда водная система во многих местах на ладан дышит, а у предприятия с финансами проблемы. Это понимали и республиканские власти, решившие помочь алатырцам деньгами.
И вот появился долгожданный госконтракт, включенный в адресную инвестиционную программу республики и подписанный руководством «Водоканала» и Минприроды Чувашии. По этому документу выделялись деньги на весь объем предстоящих «водных» работ — в сумме более 14 миллионов рублей. И первые же поступившие в 2005 году на расчетный счет предприятия средства (свыше 4 миллионов рублей) директор В. Паршуков тут же пустил в расход. Но отнюдь не на реконструкцию водного объекта.
Как установят потом переполошенные проверяющие из разных солидных ведомств, бюджетные деньги пошли на «другие нужды» предприятия. К примеру, на оплату долгов разным организациям за ранее выполненные работы, на ремонт административного здания и закупку офисной мебели, приобретение автомобиля. Часть денег пошла на расчеты с организациями, подготовившими проектно-сметную документацию по реконструкции объекта, проектировщику так и не увидевшей свет установки «Аквахлор». Львиная доля бюджетных средств авансом перекочевала на расчетный счет ООО (Паршуков с руководителем в дружеских отношениях), подрядившегося разработать грунт, демонтировать старую водопроводную сеть и проложить новые трубы. Только деньги, по согласованию с директором «Водоканала», пошли на «иные цели» и, по мнению следствия, с выгодой для обоих директоров. Но реально на контрактном объекте, как говорится, и конь не валялся. А госзаказчику — Минприроды — были представлены фиктивные документы о якобы выполненных работах, предусмотренных на 2005 год (к ним приложили руку основные исполнители проекта). На основе этих бумаг, направленных в Минфин республики, и перетекали деньги на расчетный счет «Водоканала».
ДИРЕКТОР НА ГЛАВУ КИВАЕТ
Как видим, схема растранжиривания бюджетных денег отнюдь не новая и предельно простая. Ее потом, как правило, в судах изучают. И непременно спрашивают: почему руководитель пошел на такой безответственный шаг? Фигуранты по уголовным делам всегда ищут пути для оправдания, пытаются выглядеть невинными. К чести Валентина Александровича, он хоть частично, а признал свою вину. К примеру, не скрывал, что состряпал фиктивные документы и допустил нецелевое использование денег. А почему? Да потому, оказывается, что на момент поступления бюджетных средств вроде как отпала нужда реконструировать трубопровод. Еще до заключения госконтракта «Водоканал» своими силами ликвидировал на этом трубопроводе несколько аварий, поставив «заплатки» на местах разрыва. И, по словам директора, «обстановка с подачей воды в Алатыре стабилизировалась». Почему признает свою вину лишь частично? Якобы прежде чем пойти на нарушение условий контракта, он держал совет с чиновниками из мэрии. Надо было либо осваивать деньги по назначению (а времени оставалось мало), либо возвращать их в республиканский бюджет или использовать на другие неотложные нужды. А работы, предусмотренные контрактом, директор вроде бы планировал произвести в следующем году за счет средств, которые дополнительно должны были поступить из Минприроды.
Впрочем, представители мэрии в суде заявили, что никто не давал директору указаний использовать контрактные деньги на нецелевые нужды предприятия. К тому же необходимость реконструкции водозаборных сетей и поныне существует, поскольку имеет место большая амортизация оборудования станции 1-го подъема в селе Стемасы и водовода.
ПРИГОВОР С ПОНИМАНИЕМ
Впрочем, эти отговорки были бессмысленны. При любом раскладе директор вряд ли избежал бы уголовных статей, которые инкриминировал ему Алатырский межрайонный следственный отдел СУ СК при прокуратуре РФ по Чувашии. Паршукову вменили злоупотребление должностными полномочиями и подлог документов. Существенный ущерб нанесен республиканскому бюджету, а «Водоканалу» при его бедности и вовсе колоссальный. Ведь ему придется возвращать «утонувшие» в недрах предприятия бюджетные миллионы. Правда, уже не 4 с лишним, а тысяч на 600 меньше. Они пошли на уплату налогов по контракту, стало быть, в доход бюджета, и районный суд на эту сумму урезал размер ущерба.
Потерпевшая сторона не согласилась с этим. Но судебная коллегия, куда поступила жалоба, не поддержала ее претензии. Равно как и несогласие с мягким наказанием, которое суд вынес бывшему директору «Водоканала» (после контрактного скандала он ушел работать исполнительным директором местного горно-обогатительного комбината).
А оно, действительно, было весьма щадящим — штраф в 50 тысяч рублей. Надо сказать, Паршукову изрядно подфартило. За подлог документов его не судили, хотя состав преступления был доказан, да и сам подсудимый признался в подделке. Но гособвинитель, которому виднее, отказался от обвинения в этой части. А суд нашел причину, в некоторой степени оправдывающую злоупотребление директором своими руководящими полномочиями. По мнению районной Фемиды, Паршукова к совершению преступления подтолкнули… нереальные сроки освоения выделенных денег.
А ПРОБЛЕМА ОСТАЛАСЬ
Что ж, и судьи у нас не без юмора. Да и журналисты не жаждут директорской крови. А если говорить об условиях, способствующих нецелевому использованию бюджетных денег, то они, как показывает практика, более прозаичны, и ломать голову по их «выявлению» не надо — давно на поверхности лежат. В прошлом году уже был громкий судебный процесс по делу о нецелевом использовании около 18 миллионов рублей, выделенных из бюджетов разных уровней на строительство в нескольких районах котельных и теплостанций. И ни один из чиновников Министерства энергетики и ЖКХ, включая тогдашнего министра, ни другие участники реализации госконтрактов не взяли на себя ответст-венность за происшедшее. Разумеется, все узнали о нецелевом использовании средств генподрядчиком только после комиссионных проверок, то есть когда рак на горе свистнул. До этого же никто не контролировал строительство объектов, не выезжал посмотреть, что там делается, не сверял реалии с бумажными отчетами. Потом хором заявляли, что чрезмерно доверяли друг другу или «заблуждались». Кое-кого упекли за решетку, кто-то отделался легким испугом.
А проблема, как видим, осталась. Бесконтрольность продолжает наносить урон. Взять алатырскую историю. Минприроды по тому злополучному контракту заплатило свыше 46 тысяч рублей еще и организации, которая взялась осуществлять технадзор за ходом реализации проекта. И она весьма оригинально исполнила свои обязательства — ее представитель помог родиться на свет липовым бумагам о якобы выполненных работах, проставив в них свои подписи… Фирма (поистине с ограниченной ответственностью в прямом и переносном смысле) деньги за невыполненные услуги Министерству финансов вернула. На этом, похоже, неприятности для нее и закончились. А завтра ее специалисты будут «надзирать» за строительством на бюджетные деньги другого важного объекта…