Народы Поволжья объединит танец

Правая рука и в жизни, и в творчестве – супруга, балетмейстер ансамбля Ольга Алимова. Фото автораХОРЕОГРАФ АНДРЕЙ АЛИМОВ ОТЫСКАЛ КЛЮЧ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ

В чебоксарском Дворце культуры «Салют» готовятся к большой премьере. Осенью зрителей ждет уникальная постановка – музыкально-этнографический спектакль «Жемчужный наряд Поволжья». Языком танца его участники расскажут о многообразии проживающих в Поволжье национальностей, их культуре, традициях и характере.
Не просто показать танцы различных народов Поволжья, а объединить их в масштабное и яркое театральное действо, со своим сюжетом и героями, – такую задачу перед собой ставит автор постановки, балетмейстер Андрей Алимов. В спектакле будет задействовано 112 человек из трех хореографических коллективов ДК «Салют»: ансамбля народного танца «Волжские узоры», ансамбля народного танца «Меридиан» и детского танцевального коллектива «Радость».
– Я где-то прочитал, что по течению Волги проживает больше 40 национальностей, – говорит хореограф Андрей Алимов. – Это такое обширное поле для творчества. Только работай! Так зародилась идея объединить поволжские народы на одной сцене.
Чуваши, башкиры, марийцы, татары, русские, мордва, удмурты… На сцене один национальный танец переходит в другой. А у зрителя создается впечатление, будто он проплывает на теплоходе республику за республикой, всякий раз оказываясь в новой культуре. И все это с непременным присутствием образа Волги, которую в спектакле олицетворяют танцоры в синих костюмах.
Родом Андрей Алимов вовсе не с волжских берегов, а из далекого Брянска. Однако о самобытности народов Поволжья он может поведать не хуже любого этнографа. Все дело – в насыщенной некогда гастрольной жизни танцовщика. В далекие восьмидесятые, когда Алимов был артистом Рязанского народного хора, его заметил балетмейстер Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца Александр Ангаров и пригласил в Чебоксары в свой коллектив.
Вместе с госансамблем будущий хореограф объездил всю республику, а также чувашские диаспоры по всей России – от Калининграда до Южно-Сахалинска. Именно в ансамбле Андрей Алимов проникся национальным духом, впитал в себя культуру Чувашии во всей ее многогранности, познакомился с представителями других национальностей. Поэтому появление этнографической постановки в жизни балетмейстера – вполне закономерный процесс, считает Андрей Алимов. Еще одним шагом на пути к полинациональному спектаклю стало появление в 2008 году в ДК «Салют» ансамбля народных танцев «Волжские узоры», основателем и художественным руководителем которого стал хореограф.
Всего в музыкально-этнографическом спектакле в одном действии задумано около 15 различных народных танцев. Среди артистов не только дети, но и взрослые, как профессионалы, так и самые обычные люди. Это врачи, предприниматели, рабочие, преподаватели вузов, госслужащие, занимающиеся народными танцами в ансамбле для души. Постановку даже успели уже окрестить в кулуарах «танец народов из народа».
Сейчас работа над спектаклем в самом разгаре: собираются номера, проходят репетиции, отшиваются костюмы. Костюмы, кстати, стали самой затратной статьей расходов ансамбля. Приобрести их планируют за счет средств гранта, на который авторы спектакля уже подали заявку.
Несмотря на то, что постановщик профессионально занимается народными танцами, без небольших консультаций со стороны «представителей народов» не обошлось. Так, «экспертом» по татарскому танцу выступила студентка училища культуры Дарья Овчинникова, татарка по национальности. В одном из конкурсов, где коллектив выступал с марийским номером, в жюри оказалась преподаватель из Марий Эл, которая увидела в «дробушках» – элементе танца, представляющем из себя ритмическое постукивание каблучками, – больше от русского танца, чем от марийского. Пришлось поправить.
– В каждом народном танце есть маленькие особенности, – замечает Андрей Алимов. – У татар, например, такой особенностью можно назвать элемент «ковырялочка» – ритмические удары носком и пяткой ноги, у башкир в танце активно задействована мимика: брови играют. Так и мы постарались через танец отразить национальный характер. В чувашском танце, например, через лиризм и экспрессию показали скромность и в то же время некий взрывной характер чувашей. В русском танце все такое напористое, разухабистое, с небольшими трюками, как и широкая русская душа.
Отдельные номера постановки, кстати, уже успели пройти обкатку на сцене и даже поучаствовали в конкурсах. Марийский народный танец, например, стал лауреатом фестиваля «Звездный Олимп» в Чебоксарах. Однако режиссер не собирается останавливаться на достигнутом. Спектакль «Жемчужный наряд Поволжья» предполагается сделать подвижным. Это значит, что в постановке будут появляться все новые и новые народные танцы, отчего танцевальная мозаика Поволжья будет становиться все разнообразнее и насыщеннее.

Опубликовано: 15 июля 2016 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.