О том, что третьим в космос полетит кто-то из сородичей, мне было известно заранее. В то время я был заместителем ответственного редактора чувашской республиканской газеты «Коммунизм ялаве». Всегда молчаливый, сдержанный в выражении своих чувств шеф Михаил Якимов как-то заикнулся об этом и передал мне пакет для хранения в сейфе. Что в нем, я, конечно, не знал и вскрывать его не имел права.
Неизвестный мне сородич оказался Андрияном Николаевым. Но воочию увидеть его удалось нескоро. Когда он приехал в Чувашию, сотрудники нашей газеты постоянно выезжали на встречи жителей республики с космонавтом, а мне приходилось безотлучно быть в редакции, направлять в набор их материалы. Было обидно, но ничего не поделаешь, такова редакторская работа.
Для освещения пребывания героя космоса на родине приехала большая армия корреспондентов со всех концов страны. Они разузнали, что космонавт свой день рождения будет отмечать в Чебоксарах. Мой редактор смилостивился, разрешил мне принять участие в чествовании знатного земляка.
И вот настал тот день – 5 сентября 1962 года. 33-й день рождения Андрияна Николаева руководство республики решило отметить в торжественной обстановке на правительственной даче в Чандрове. Несколько десятков журналистов на большом автобусе выехали туда. Для пишущей братии столы были накрыты в комнате на нижнем этаже дачи. Когда мы заполнили этаж, к нам спустились руководители республики и Андриян Николаев. Мне, крайнему у входа, повезло оказаться рядом с космонавтом. Он сразу же подошел к молодой красивой девушке – корреспонденту «Пионерской правды» – и завел разговор. А фотожурналист журнала «Огонек» в поисках лучшего места для съемки залез на подоконник и начал щелкать своим аппаратом. Потом из Москвы он прислал мне в фирменном конверте журнал с этим снимком.
П. КРЫСИН.