Пусть будет улица Петрова

petrov.jpgНедавно, перелистывал домашний альбом со старыми фотографиями. Попала на глаза фотография, сделанная 9 мая 1965 года. Сколько воды с тех пор утекло… На снимке запечатлен солдат с орденами и медалями на груди.
Сразу же нахлынули воспоминания… В сентябре 1958-го меня, новоиспеченного учителя, направили в Ибреси. Поселился в частной квартире. Моим соседом оказался ветеран Великой Отечественной войны И. Петров. Накануне Дня Победы я пригласил Ивана Степановича к себе в гости. Долго мы беседовали, сидя за чашкой чая. Договорились, что на праздничный митинг пойдем вместе. 9 мая утром он явился при полном параде. Вот тут-то я его и сфотографировал.
Потом наши пути разошлись – я переехал в Канаш. И вот через много лет, увидев фотографию старого знакомого, я снова отправился в Ибреси, чтобы подробно разузнать о боевом пути скромного сельчанина. Сам он умер давно, но в поселке живут два его сына, они и предоставили мне материалы об отце. Я узнал очень много интересного о человеке, с которым когда-то жил рядом. А ведь это был герой! Судите сами. В январе 1944 года сержант Петров был награжден орденом Славы 3-й степени. И уже в октябре на груди командира отделения появился тот же орден, но уже 2-й степени. Помню, я спросил у Ивана Степановича, за что он удостоен этой награды. Оказывается, дело происходило на латвийской и литовской землях. Полк попал в окружение. Силы были неравные. Попытки выйти из окружения ни к чему не привели. Все меньше бойцов, на исходе боеприпасы, неоткуда ждать помощи. Погиб часовой, охранявший знамя полка. Командир отделения И. Петров обмотал красное полотнище вокруг себя и вместе с двумя красноармейцами решил пробиться к своим. Единственный путь к спасению – через болота. Заходить туда немцы боялись. Три дня шли красноармейцы без еды и питья, страшно устали. Солдаты уже переговаривались меж собой, мол, не лучше ли сдаться немцам, все равно, дескать, умрем от голода или утонем в болотах. «Услышав это, вспомнил родную деревню Ширтаны, где осталась жена Мария, представил, что подумают сельчане, узнав о сдаче в плен, — рассказывал И. Петров через много лет. — Твердо решил, что надо идти только к своим». Так было спасено знамя полка, а на груди И. Петрова засверкал орден Славы 2-й степени.
Участвовал наш земляк в боях за взятие Берлина. После войны также не жалея себя трудился в колхозе, за что получил орден высшей трудовой славы — Трудового Красного Знамени.
…Жил человек скромно, воевал храбро, трудился усердно. Растил хлеб и детей. В президиумах не сидел. Зарплата в колхозе – копейки. И. Петров пытался получить статус инвалида войны (в боях был четырежды ранен, предоставил документы), но таковым его не признали. Вот так страна «заботилась» о своих защитниках.
Снимок из старого фотоальбома заново открыл для меня человека. Какие герои жили рядом с нами, а мы об этом даже не догадывались. Может быть, удастся восполнить этот пробел сейчас? Скажем, Собрание депутатов Ибресинского района примет решение об увековечении памяти солдата-героя, назвав его именем какую-нибудь сельскую улицу. Мертвым это не нужно, это нужно живым, чтобы подрастающее поколение знало и помнило не героев голливудских фильмов, а тех, кто воевал и трудился на родной земле.

П. ВАСИЛЬЕВ,
заслуженный учитель Чувашии.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.