Кластеры повышают свой класс

Значение модного нынче слова «кластер» знакомо даже старшему поколению, причем буквально с первого класса. Кто из советских времен не помнит обучающее пособие по русскому языку, состоявшее из картонных буковок и обложки с прозрачными кармашками? Помещаешь отдельные буквы в кармашки – получаются целые слова. Вот и в современной экономике кластер обозначает группу связанных между собою отраслей или промышленных направлений, относящихся к одной отрасли.
«Инновационная экономика России: аспекты кластерного подхода» – называлась конференция, состоявшаяся в рамках II Чебоксарского экономического форума. Название подсказывало, что кластерное производство должно непременно базироваться на новых научных подходах. И наша республика уже четвертый год успешно идет по инновационному пути, как следовало из доклада министра промышленности и энергетики Ю. Волошина, постаравшегося «несколькими штрихам показать портрет инновационной Чувашии, ее будущего, которое строим сегодня». С 2005 года в Чувашии объемы инновационной продукции увеличились более чем в 4 раза, а количество малых инновационно активных предприятий – в 13 раз. Уникальная не только для республики, но и для всей России продукция возвратила в республиканскую казну в виде налоговых платежей более 60 млн. руб. На инновационных производствах, разместившихся в Чебоксарах, Новочебоксарске, Шумерле, Козловке и Ибресях, создано 580 рабочих мест. «Сегодня можно утверждать, что приоритеты, выбранные нами, правильные и они станут неотъемлемой частью стратегии развития Чувашии до 2020 года», – завершил министр статистическую часть «портрета».
Теперь предстоит связать инновационные производства в кластеры, таким образом достигнув максимальной эффективности в промышленности. Было названо несколько кластерных направлений, над которыми идет работа. Это машиностроительный кластер, объединяющий 25 проектов, среди них создание навигационных систем нового поколения и объектов электроэнергетики с искусственным интеллектом. Наиболее перспективный проект химического кластера – организация предприятия по производству солнечных модулей на базе технологий тонких пленок. В биотехнологичном кластере ведущим станет производство лизина. Формируется и медицинский кластер, который, предположительно, объединит десять малых и средних промышленно-инновационных предприятий, а также объекты здравоохранения республиканского и федерального уровня. «В основу модели новых человеческих и интеллектуальных технологий в Чувашии положены знания и просвещение. Убежден, что такова формула стратегического успеха и для всей России», – по-научному выразил Юрий Петрович известную мысль, что в обделенной природными богатствами Чувашии производство должно развиваться за счет умных голов и умелых рук.

Говорят участники конференции

С. Банин, заместитель главы департамента экономического развития при правительстве Кировской области:
– У нас тоже нет ни нефти, ни газа, ни алмазов. Поэтому инновационный аспект – важнейший в развитии Вятского края. Мы инвестиционно привлекательны, о чем свидетельствуют данные рейтинговых агентств. Можем работать в таких направлениях, как создание трансгенных растений, биосинтез кислот, витаминов, антибиотиков. В нынешнем году собираемся запустить завод по производству препаратов крови – альбумина, иммуноглобулина. Заинтересованы в сотрудничестве с соседями, у вас ведь тоже развивается медицинское направление, неплохо бы скооперироваться. И предложить федеральному центру принять специальный закон, направленный на стимулирование инновационной деятельности. Пока его нет, регионы создают свои правовые акты, но это не выход. Правовое поле должно быть единым.
Ф. Аухадеев, генеральный директор ООО «Роста», г. Казань:
– Надо переходить к новым концептуально безопасным технологиям полной глубокой переработки сельскохозяйственного сырья. Сегодня подход к переработке, например, зерна, тот же, что и сто лет назад. Обычно получают один продукт – спирт, остальное идет в отходы, в барду. Сколько тратим на это энергоресурсов, какая нагрузка на экологию! Если же в процессе глубокой переработки разделять зерно по фракциям, можно получить такие необходимые продукты, как крахмал, белок, клетчатка, и в отходы пойдет всего 2-3 проц. вместо сегодняшних 30. Или вот солома. Ее используют как подстилку для скота, а многие просто жгут, загрязняя окружающую среду. А ведь в дармовой соломе содержится до 55 проц. клетчатки стоимостью 120 руб. за килограмм. Этот компонент широко применяется на мясоперерабатывающих предприятиях, и пока многие крупные российские холдинги импортируют клетчатку, тем самым обогащая зарубежные компании на миллионы.
Д. Глушко, первый заместитель министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия):
– В Чувашии мне интересен опыт взаимодействия между субъектами власти. У нас, как и у вас, есть республиканское Министерство промышленности, но пока так получается, что мы одни занимаемся продвижением новейших разработок в жизнь, Минпром, к сожалению, не особо в этом участвует. Сейчас Якутия формирует отношения с Российской корпорацией нанотехнологий (у Чувашии с ней, на мой взгляд, уже устоявшиеся связи), и до сентября надо определиться, какие проекты запускать. Местная научная школа займется кадровой подготовкой, а кто же будет содействовать производству, если не Министерство промышленности?



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.