Остров книжных сокровищ

паша галочкинПавел ГАЛОЧКИН, журналист

Однажды к нам в гости приехала родственница, двенадцатилетняя девочка, умница и отличница. Чтобы она не скучала, я предложил ей почитать книгу. Мы долго выбирали что­-то подходящее для ее возраста и остановились на романе Стивенсона «Остров сокровищ».
Я вспомнил свое детство, когда месяцами охотился за этой легендарной книгой: в школьной библиотеке она существовала в единственном экземпляре. Содержание я неплохо знал из рассказов счастливцев, успевших ее прочитать. Мы даже разыгрывали сцены из нее – взбирались на «мачту» с зажатым во рту кинжалом или ковыляли на деревянном костыле, как одноногий Джон Сильвер. А уж сколько «черных меток» мы получили и раздали друг другу – не счесть.
Я решил, что племяннице самое время прочесть эту замечательную книгу. Однако из затеи ничего не вышло: за две недели школьница­-отличница одолела не более сотни страниц. Интереса у нее книжка не вызвала.
Вспомнил я эту давнюю историю потому, что 2015 год объявлен Годом литературы.
Когда­-то мы считали себя самой читающей страной в мире. Сегодня ситуация сильно изменилась: среднестатистический читатель уделяет книге всего девять минут в день. Тем не менее в плане чтения мы совсем не так безнадежны, как может показаться: наши дети до десяти лет по количеству прочитанных книг занимают второе место в мире после Гонконга. А вот после десяти ситуация диаметрально противоположная. Интересно, почему?
Наверное, дело в том, что сегодня практически отсутствует как таковое семейное чтение, когда одну книгу читают, а затем обсуждают и родители, и дети. Да и купить новую книгу нынче непросто – на это придется потратить 500–600 рублей.
Идем дальше. Недавно мне подарили прекрасный в полиграфическом отношении фолиант. Изучив выходные данные, я с удивлением обнаружил, что отпечатана она в Китае. Конечно же, деньги идут туда, где им лучше. Сейчас уже, говорят, не только в Китае, но и в Италии дешевле печатать книги, чем в России!
Разумеется, есть объективные причины, по которым люди, а особенно молодежь, стали читать меньше. Но государство может принять меры, чтобы остановить этот процесс. Например, вернуть книгу и чтение в школу – в последние годы им там уделяется очень мало внимания.
Так что Год литературы – это не только множество парадных мероприятий и не менее парадных отчетов. Это должен быть настоящий прорыв в правовом, экономическом и социальном планах. Лишь совокупность всего этого даст желаемый результат и не превратит Год литературы в очередную кампанию.



Читайте также:

4 Ответы

  1. Те, кто читал, тот будет читать новое и перечитывать старое. От этой выработанной «привычки» никуда не денешься. Принуждать и заставлять читать дело бесполезное и неблагодарное. То, что мы сетуем на то, что пустуют библиотеки и домашние книжные полки ни кого, кроме нас читающих, не беспокоит. На самом деле молодежь читает гораздо больше чем мы в свое время. Во-первых, давайте сравним их школьные учебники с учебниками нашего времени. Многие учебники содержат очень большой обязательный материал для чтения. Огорчает то, что русская и родная литература становятся все «тоньше и тоньше.» Кроме этого, ЕГЭ по многим предметам требует большого сочинения-эссе, без которого не получишь высоких баллов. Так что, та молодежь, которой жизненно важно чтение литературы, и художественной и программной, читает, и еще как читает. Добавим сюда современные СМИ: интернет и мобильный телефон. Зайдите в социальные сети, в Одноклассники, наконец! И вы увидите сколько тут читателей и писателей. В-третьих,существует понятие мода. Мода на чтиво так же имеет место быть. То, что мы с вами засыпали с «Таинственным островом» под подушкой, для современной молодежи уже не модно. И, в-четвертых,современная молодежь живет по принципу «время-деньги», и долгие беседы с интересной книгой и об интересной книге ее совсем не привлекают, а отвлекают. Извините, что занял ваше время своей пустой болтовней.

  2. Уважаемый Игорь! Современная молодёжь не так много читает, как Вам кажется. Переписывание и списывание в интернете, а также чтиво — это не чтение. Чтение — это серьёзный труд. И не нужно здесь упрощать. Не важно, что ты ВООБЩЕ читаешь, а важно — ЧТО читаешь. Да и не в количестве прочитанных страниц и произведений дело. Также хочется сказать, что и люди старших поколений разучились читать, потому что многие потеряли или перепутали ценностные ориентиры. Нынешнее время — это испытание и проверка: кто есть кто…

  3. Не стал бы драматизировать ситуацию. В Москве, например, в метро много читающих людей самых разных возрастов: от молодежи до пенсионеров. И бумажные книги читают, и электронные. Вот в Чебоксарах что-то читающих в транспорте не видно…

  4. Почему наши дети не читают, и, как научить наших детей читать?
    Почему не читают? Во-первых, потому, что мы, взрослые, сами с удовольствием делаем то, что проще. Соответственно, нашему ребенку проще смотреть, чем читать, проще слушать, чем читать. Во-вторых,  – «неинтересно». Ребенку неинтересно читать, потому, что он не знает, как это интересно. Соответственно, ему так же, как неинтересно думать, делать. Так почему же наши дети в подавляющем большинстве отказываются читать, хотя мы, как заботливые родители, чуть ли не с колыбели обучаем их чтению? Причина одна на всех, и детей и родителей: и те и другие не знают слов. Мы просто не понимаем значения слов в тексте. Ведь что такое чтение? Это переписывание книжного текста в наш мозг и последующее его воспроизведение и осмысление. Но, если ребенок читает, но не понимает прочитанного, то его мозг-сознание отказывается обрабатывать полученную информацию и не участвует в этом бессмысленном процессе. Сложно ребенку, да и взрослому, пользоваться словами, о смысле которых он не имеет никакого представления. Человек так устроен, что все, что мешает его самоутверждению и самоуважению, он воспринимает как угрозу, и заставлять его читать то, что его мозг не воспринимает, все равно, как заставить его признать самого себя недоумком. Вы когда-нибудь встречали человека, признающего самого себя глупцом? В-третьих, нужно знать и то, что дети не только не читают, но и не говорят. Послушайте внимательно о чем говорят молодые люди между собой. Кроме имен и служебных слов, они все время пользуются только одним-двумя дежурными фразами – «короче» или «типа». Очевидно, что наша бессловесность обусловлена отсутствием возможности передать другому человеку содержание своего непродуктивного мышления, которое обеспечивается лишь интеллектом. Ребенок уже в начальных классах должен уметь самостоятельно составлять связное правильное предложение. Если в нем хотя бы одно слово стоит не на месте или с неправильным падежным окончанием, то это означает, что ребенок вообще не понимает, о чем он говорит.
    Если мы хотим, чтобы наши дети научились читать и понимать текст, следует идти следующим путем: Во-первых – это чтение текста вслух. Во-вторых – проговаривание вслух прочитанное. То есть, наш ребенок должен научиться пересказывать текст, составлять связный рассказ о картине. Все домашние задания ребенок должен выполнять, проговаривая вслух. В-третьих - это постоянные разговоры с ребенком, соблюдая правила составления предложений и не допуская односложных ответов «да» или «нет». В-четвертых – это наличие у ребенка интереса к предмету чтения, выражающееся потребностью получения полезной в его жизни информации. Заинтересовать ребенка чтением, можно разными способами, даже используя примеры из биографии кумиров современной молодежи. То есть, доказав ему, что и он способен достичь подобных высот. У меня есть друг-одноклассник, который в жизни не прочитал двух книг, но в зрелом возрасте решивший стать фермером. Так вот, он не поленился выписать десятки книг и журналов о современных технологиях в сельском хозяйстве и изучил весь налоговый кодекс. Прочитал по-настоящему, потому, что он в этом был заинтересован. Это теперь вполне успешный предприниматель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.