[nggallery id=66]
Когда я собиралась в гости к участнице Великой Отечественной войны Галине Ивановне Дозоровой, думала, что буду писать историю любви, которая началась много лет назад на 2-м Прибалтийском фронте, где советские войска готовились к масштабной наступательной операции — на оккупированную фашистами Ригу. Ах если бы в жизни была только любовь…
85-летняя пенсионерка, улыбаясь, встретила меня у порога своей комнатки, которую она снимает в общежитии вот уже третий год, но стоило начать беседу, из ясных, когда-то небесно-голубых глаз женщины полились слезы. Увы, судьба преподносит еще и множество испытаний и разочарований. Но обо всем по порядку.
МЕСТО ВСТРЕЧИ – ВОЙНА
Высокий, статный 30-летний лейтенант Вячеслав Дозоров, авиаинженер из Чувашии, прогуливаясь вечером по берегу Даугавы, повстречал 19-летнюю медсестру 257-й стрелковой роты Галину из Подмосковья. «Какие ж у тебя глаза голубые – таким на войне не место!» – совершенно искренне восхитился он красотой незнакомки. Смелость и доброта молодого человека понравились девушке, они разговорились. А потом родилась настоящая дружба и любовь.
Встречаться удавалось, конечно, редко, но тем дороже были их мимолетные свидания. Пока шли затяжные бои, молодые и вовсе не виделись, каждый переживал друг за друга. Но когда Рига все же была отвоевана, Вячеслав нашел Галю и признался, что полюбил ее с первой минуты. Влюбленные решили тут же пожениться, но как военнослужащим им отказали в регистрации брака. Тогда Вячеслав решил увезти нареченную невесту в свою войсковую часть близ военного аэродрома. Галина стала ухаживать за ранеными, а потом узнала, что ждет ребенка…
– В положении я вернулась домой на Истру, но мое село Ивановское, дом – все было разрушено, – с горечью вспоминает Галина Дозорова спустя 65 лет. – Отец с матерью рассказывали, как едва избежали гибели: фашисты согнали их в сарай, хотели сжечь, но папа нашел в соломе топорик, прорубил старое заколоченное окно, и семья сбежала. А потом скрывались в лесу, вырыли себе землянку, так и жили, пока враг не ушел. В апреле 45-го я родила сына, а через месяц пришла Победа.
Вячеслав прямо с фронта отправился к Галине. Зарегистрировали сына, наконец-то поженились, и решила молодая семья Дозоровых перебраться жить в Чувашию. А на следующий день после отъезда новобрачных в село приехали сотрудники военкомата вручать Гале медаль «За победу над Германией». Как ни просили родители, награду им не оставили, так как ее нужно было вручить фронтовичке лично в руки. А потом, когда Галина приезжала к родителям в гости, идти выпрашивать медаль казалось стыдно. Да и думали ли тогда о наградах, кончилась война – и слава богу. Но сейчас пожилой женщине она была бы как бальзам на сердце.
«МАТЕРИНСКАЯ СЛАВА»
Чужая сторона встретила молодую семью неприветливо. По словам Галины Ивановны, нелегко складывались отношения с родственниками мужа, которые мечтали женить сына на другой. А тут еще после войны начался голод. Галин сынишка стал часто болеть. «Я уж и не надеялась, что Юрочка поправится, а он все вытерпел», – рассказывала фронтовичка.
Ну а потом, когда трудности миновали, семья Дозоровых стала расти и крепнуть. В разные годы на свет появилось 9 детей! Вячеслав устроился в Яльчиках инженером-строителем, Галина воспитывала сыновей и дочек, занималась большим хозяйством дома и работала в колхозе, зарабатывая трудодни. К тому времени у многодетной матери было три ордена «Материнской славы» трех степеней. В 73-м Вячеслав Дозоров заболел и в 61 год ушел из жизни. Самому младшему сыну Коле тогда было всего 6 лет.
– Даже не верится, что из того хиленького мальчишки вырос настоящий герой, – гордится Николаем мать. – Сейчас живет в Петербурге, милиционер. Не раз выезжал в Чечню, и в танке горел, еле живой из под огня вылез… А жене его тогда уведомление пришло, дескать, скончался. Оказалось, ошиблись – Бог спас…
Но немало горя вынесла Галина, потеряв других детей. Один сын умер еще маленьким. Другой – Анатолий, как отец, окончил Казанский авиационный институт и стал военнослужащим, но внезапная болезнь – и человека не стало. Та же участь постигла еще одного сына и дочь.
Ну а теперь почетная мать живет вместе с младшей дочерью Верой, которая работает операционной медсестрой в республиканской онкологии.
МЫТАРСТВА
Еще в 1999 году, когда Галина Ивановна стала часто болеть и ей понадобилась помощь, Вера решила забрать маму из села к себе в Чебоксары, в общежитие, где она на 18 кв. метрах жила вместе с несовершеннолетним сыном. Дом в Яльчиках пришлось продать, чтобы встать в Чебоксарах в очередь на социальное жилье. С тех пор и началось хождение женщин по мукам.
– Пока в ногах были силы, я все сама ходила к чиновникам, – вздыхает Галина Ивановна. – Власти города мне дали какие-то неопределенные обещания, а в администрации Ленинского района сказали, мол, нужно было в Яльчиках и оставаться, а продали дом, так на те деньги и надо было жилье покупать. Но дом у нас взяли за 14 тысяч рублей, в городе на них можно было купить лишь 2 кв. метра жилья. Обращались мы в Российский благотворительный фонд помощи инвалидам и участникам ВОВ, но и там ответили, что помочь не могут, мол, вся надежда на местные власти. Теперь вот вместо меня дочь Вера обивает пороги и повсюду встречает равнодушие. У других детей нет возможности меня забрать к себе, да и не хочу я никуда уезжать от Верочки, она ведь медсестра, а мне сейчас ее помощь ой как нужна. Но и жить в одной комнате очень тесно, внуку надо заниматься допоздна, да и стара я, инвалид I группы, почти не хожу, мне необходимы особые условия.
Вот и решилась женщина снимать в том же общежитии комнату за 3,5 тысячи рублей. Конечно, если учесть покупку лекарств, продуктов, в целом выходят большие траты. Но другого выхода у нее пока нет. Галина Ивановна очень благодарна, что для участников войны сейчас многое делается, не забывают, поздравляют, но ей нужно всего лишь спокойно дожить свой век: «Неужели на старости лет мы, прошедшие огонь и воду на войне, не заслужили этого?»